Осенние прогулки: Kubeseles dabas taka - прогулка по следам истории

11. Nov 2021, 01:20 Ярослава Ярослава

Предыдущая часть здесь

Очень даже странно, что мы упустили из виду эту чудесную тропу. Я уже думала, что мы все закутки объездили вокруг Сигулды, а вот и нет. Природно-историческая тропа Кубеселе находится в Кримулдском уезде недалеко от Кримулдской церкви. Тропа была создана в 2002 году администрацией национального парка Гауя в сотрудничестве с Кримулдским приходским советом, Кримулдской евангелическо-лютеранской церковью, местными предпринимателями и школьниками. В 2019 году была обновлена ​​инфраструктура тропы - лестницы, мосты, информационные стенды. Тропа круговая. Ее длина составляет 3,6 км, а прогулка длится 2-3 часа.

Одна из наших новоприобретенных радостей – это увеличение скорости хождения дочки. Обычно, тропа длиною в несколько километров проходилась нами минимум часа за четыре. Дочка медленно ходила, уставала, мы делали частые остановки на передохнуть и покушать да и сами уставали из-за сбивчивого темпа. В этом году наш маленький путешественник ведет себя гораздо более активно. Мы практически вышли на наш взрослый темп ходьбы и это не может не радовать.

Тропа расположилась недалеко от Сигулды, а начинается она у Кримулдской церкви. Ехать до нее около часа. Церковь видна издалека, поэтому поехать локацию трудно. Некогда тихая и практически безлюдная тропа встретила нас полностью забитой парковкой. Мы насилу нашли местечко у дороги. В принципе в период пандемии почти все тропы забиты под завязку. Я даже шучу, что на тропах людей больше, чем в городе, а может и не шучу…

На парковке есть туалеты и инфостенды. Я еще встречала информацию в интернете, что вроде есть кафе и я предполагаю, что оно находится над музеем, но сейчас все закрыто, поэтому мы не стали выяснять.

Изучив карту, мы решили сначала обойти достопримечательности вокруг церкви, а уже потом двигаться дальше.

Кримулдская церковь является старейшей сельской церковью в Латвии. Она была построена в 1205 году местным вождем Каупо, который принял христианство и даже ездил к Папе Римскому. Его статус был настолько велик, что приравнивался к королевскому. По одним данным, Каупо после смерти был похоронен в самой церкви, но местные жители утверждают, что на самом деле место захоронения Каупо - небольшой холмик недалеко от церкви. На предполагаемом месте захоронения Каупо сейчас возвышается мемориальная плита.

А вот саму церковь много раз перестраивали и восстанавливали. Так, в 1775 году рядом с церковью появился домик пастора, который тоже сохранился до наших дней и вместе с церковью является памятником архитектуры.

Около церкви есть еще одно интересное место – лабиринт лилии Каупо. Он символизирует путь сквозь время и опыт, обычно по нему идут в тишине, без спешки. Лабиринт здесь появился благодаря членам Кримулдской общины, которые во время посещения Шартрского собора во Франции увидели лабиринт на полу церкви, который сохранился с XIII века. Лабиринт был установлен в 2002 году в честь 800-летия со дня паломничества Каупо в Рим.

По легенде лилия – это цветок оберег Кримулдской церкви, который увидел во сне Каупо. Нам походить по нему не удалось, так как выстроилась целая очередь из желающих, поэтому мы решили двигаться дальше.

Уже перед арочным мостиком, за которым начинается тропа мы встретили мемориальный камень Раманиса. Этот камень установлен в честь представителя рукописной латышской литературы Ю.Н. Раманиса, который жил в XVIII веке.

За мостиком находится небольшое здание, первый этаж которого является музеем.

В музее рассказывается об истории Кримулды, информация есть на латышском, русском и английском языках.

Вход бесплатный, да и вообще музей работает автономно, когда заходишь в помещения – вся экспозиция включается самостоятельно.

Музей небольшой, состоит из двух небольших комнат, но информации достаточно много, и она интересная.

За музеем начинается тропа. Здесь есть несколько мест для пикника и здесь же находится дом священника.

А мы спустились вниз по лестнице и начали свою прогулку.

Обойдя курган, где предположительно похоронен вождь Каупо мы подошли к первой достопримечательности на тропе – Кубесельской пещере.

Ее длина 5-6 метров, высота – 3 метра. Пещера - охраняемый геологический объект. Красивая и достаточно просторная, чтобы можно было зайти в нее.

А далее мы пошли гулять вдоль реки Рунтиньш.

Здесь очень красивая природа. Вообще я заметила, что тропы вдоль реки куда-более красочные и интересные.

В какой-то момент дорога уходит вверх, да и вообще ландшафт сильно меняется. Из влажного, лиственного леса и покрытой мхом почвы около реки мы попали в хвойный лес.

Мммм, какой же здесь приятный запах, а потом вообще вышли на пустырь, как оказывается это место, где походят линии электропередач, поэтом его расчистили.

По дороге достаточно часто встречаются места отдыха, а также очень много мостиков, так как речушка все время петляет.

Еще одно интересное место - обнажения песчаника и пещера Саулстари (название очень красивое – «Солнечные лучи»). Пещера была расчищена в 1990 году. А самому песчанику несколько миллионов лет. Вот интересно, как вообще сохраняются такие места если песчаник считается довольно хрупкой породой.

И вот мы дошли до развилки. С этого места можно дойти до Сигулды, правда идти надо более 6 км. Ну а мы повернули направо и следуя указателям пошли к Большому камню.

Он действительно большой. Его высота доходит до 2,5 метров, длина 5,3 метра, а ширина 3,7 метра. Здесь тропа поворачивает к начальной точке. А еще в этом месте наконец-то можно увидеть Гаую.

Кстати, еще в начале ХХ века валун находился на берегу Гауи и молодежь прыгала с него в реку. А сейчас он находится на расстоянии более чем 50 метров от воды. Это произошло из-за того, что русло реки постоянно меняется и образуются отмели, которые постепенно зарастают растительностью.

На берегу реки есть несколько мест для пикника и мангал.

Еще одна достопримечательность на пути – это части бетонных якорей. Но вокруг инфостенда сидело столько отдыхающих, что я решила не нарушать их покой, поэтому о бетонных якорях ничего не знаю.

Гауя, как я уже говорила – это самая удаленная точка на тропе и от берегов реки дорога опять уходит вверх и уже фактически мы начинаем возвращаться к парковке. Что еще можно встретить по пути: три локации с кладбищами и захоронениями.  Да тема мрачноватая, но это важные части истории, культуры и археологии.

Первыми на нашем пути встретились древние ливские кладбища и кладбище Гауи. На само кладбище мы не ходили, а лишь изучили информационный стенд, который  гласит, что в этом месте кладбище находится уже много лет. Оно упоминается даже в древних летописях.

Кстати, здесь можно припарковаться, если не хочется идти по всей тропе, а хочется только выйти в Гауе. Здесь же есть туалет. К тому же только эта часть доступна для автомобилей. До этого можно было прокатиться только на велосипеде и то не везде.

Следующая локация – это Batariņa tipa uzkalniņš (как перевел мне google – это бочкообразный курган). Кстати, история этого места очень интересная, хотя сейчас все заросло и что-либо разобрать практически невозможно. Это большой курган неопределенной формы, скорее всего, относящийся к земгалам Гауи и восходит к периоду времени с первого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры. Самая интересная особенность холма этого типа - каменное кольцо, окружающее территорию кургана; кроме того, самые большие камни отмечают географические направления.  Отклонение в пределах круга в 360 градусов незначительное - всего 2 или 3 градуса.  В отличие от ливонских захоронений, где отдельно хоронился каждый умерший, в таких курганах хоронили целыми поколениями. Сначала убирали дерн с внутренней стороны круга, затем разжигали огонь, чтобы расчистить место.  Земгалы Гауи жили здесь до 7-8 веков нашей эры, а затем ушли в поисках более плодородных земель.

И еще одно кладбище по пути - старое кладбище баронов.

И вот если свернуть от этого места направо уже виднеется Кримулдская церковь. Мы фактически завершили наш поход.

Еще оставалось единственное место, которое мы не посетили – это ротонда. Она находится на холме. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться видами.

Итог: неплохая тропа недалеко от Риги. Здесь есть и исторические места, и природные объекты. Часть до реки Гауя очень понравилась: интересная и необычная природа. Путь назад идет вдоль дороги, так что не очень интересно.

Нужно иметь ввиду, что людей на тропе довольно таки много. Все, конечно, соблюдают дистанцию, но почувствовать себя наедине с природой вряд ли удастся.

С собой лучше взять термос с горячим чаем и перекус. Места для пикников встречаются часто, так что точно можно передохнуть и насладиться видами.