На этой неделе моему старшему сыну Егору исполнилось 13 лет, в то время как младшему Борису в этом месяце исполнится 10 месяцев. Глядя на обоих, кажется, какие оба уже взрослые, и в то же время их разделяет, как по мне, целая эпоха, ввиду скорости развития мироустройства в целом и какого-то вселенского апгрейда меня в частности за последние десятилетие. Этот блог о том, что поменялось во мне как в маме за это время, и как это - растить сыновей с большой разницей в возрасте.
В Егора жизни все происходит рано и быстро, такой он задал тон сразу с момента своего рождения. Он появился на свет, когда мне было 18. Так неожиданно для всех – для меня, тогда еще моего парня, который сейчас мне давно уже муж, родителей, друзей и общества в целом. Быть мамой в 18 рано, как сейчас помню вопрос педиатра при первом визите к нам домой: «А взрослые дома есть?». А на родах акушерка приговаривала: «Ну совсем не умеет, девочка, рожать». Такой была отправная точка Егора в этот мир.
На тот момент я была студенткой второго курса Латвийского университета, факультета политологии, училась в бюджетной группе и даже со стипендией, для которой надо было держать средний бал не ниже 8. Сказать, что Егор стал неожиданностью, ничего не сказать. Невероятно, но факт, что о нем я узнала, будучи уже на 16 (!) неделе беременности - вот настолько в моей голове даже не зарождалась мысль о возможном малыше. Юность била ключом, и в моем мироздании просто не существовало маленьких детей. Все подружки – друзья еще только «встречались», тусовались и в перерывах учились, еще никто толком даже и не работал и, соответственно, не имел независимости от родителей. И тут, бац: «У вас будет мальчик», говорит, мне гинеколог, к которому я обратилась из-за задержки, думая, что это после операции на аппендицит. А оказалось, это Егор решил прийти в мой мир и кардинально поменять его.
В ноябре 2003 еще утром мой мозг занимали мысли, как сдать сессию, а потом слова врача и, щелк, этим же вечером я в какой-то параллельной реальности слушаю рассуждения Леши, что надо жениться (аааа, мы встречались то еле год) и мамино предложение пожить у нас. Было чувство, что это происходит не со мной. Было так страшно. Страшно за все – как же так, мне только 18, я ничегошеньки не понимаю в детях и вообще 16 недель я не соблюдала никакой «беременной» жизни. Жила как попало без всяких витаминов, подготовки, с баней и даже операцией на аппендицит на первых неделях. Меня донимали мысли - здоров ли малыш, не навредила ли я ему по незнанию? Я настолько себя изводила, что даже домашним стетоскопом слушала его сердцебиение для успокоения.
Егор родился 04.04.04., на 4 дня раньше ПДР. Опять же – спешил. Родился абсолютно здоровым, крепким малышом, который до года то ни разу не болел никакими ни соплями, ни ОРЗ, ничем другим, а это при факте, что рос на смеси и в няньках у него было неограниченное количество человек, ведь я решила университет закончить, на том же дневном и со стипендией. Не зря, наверно, говорят, у молодых родителей рождаются здоровые дети, у старых – умные.
ретро фото (2004 год) – у детей родился ребенок
Мама уехала за границу, проведя инструктаж, как платить по коммунальным счетам, и дома остались только я, муж и Егор. Я училась, муж устроился на дополнительную работу и, казалось, не мы воспитываем ребенка, а он нас. Вернее нет, не так, скорее – мы вместе взрослели. Кажется, Егор никогда не был пупсом, этакой дитятей. Очень рано он умел сказать: «мама в университете» и «это папин кумулятор (аккумулятор)», еще до полутора лет точно. К году он стабильно ходил на горшок (наверно, потому что так было дешевле), а в 1,4 он уже пошел в сад, обычный детский сад, без сосок, памперсов и вопросов. Справедливости ради отмечу, что заведующей сада была Егора бабуля, и это, конечно, в разы облегчило адаптацию.
В 7 лет пришло время школы и из далекого Болдерая в школу Егор пошел в центр города. И никто никогда не возил его в школу на машине. Сначала по утрам я ехала вместе с ним до школы и встречала после, чтоб проводить на остановку, но ехал домой на общественном транспорте он сам с первого класса. Приезжал, сам шел пообедать к бабуле на работу и далее сам шел в художественную школу. Никто никогда его не водил за ручку на дополнительные занятия, и несмотря на это, художественную школу он закончил, а это 6 лет подряд по 3-4 раза в неделю через разные хочу – не хочу, буду – не буду. Вытянул. Сам. Без моего присутствия и вмешательства все посещал, сдавал работы и каждый год заканчивал с высоким средним балом. И в школе сейчас такой центровой учиться на 8+, что в шестом классе уже достойно уважения, потому что после начальной школы, как правило, учеба летит к чертям.
Егор на окончании художественной школы, 2016 год
Ежедневные самостоятельные поездки в школу в центр, наверняка, внесли свой вклад в его самостоятельность не по годам. Последние лет пять он увлекается экстремальным видом спортом – катанием на агрессивных роликах. Это не про покататься по Межапарку, это про трюки и разные вертушечки на рампах скейтпарка и скольжения по различным городским приспособлениям типа перил у Национальной библиотеки. Ролики всецело занимают практически все его свободное время, и уже давно Егора «двор для погулять» - это не рядом с домом, а споты по всей Риге и за ее пределами. Он готов в субботу вставать в 6 утра, чтобы ехать, например, в Саласпилс и покататься там, пока нет толпы.
К своим 13 он давно объездил всю Ригу вдоль и поперек и жонглирует названиями районов, в которых я сама и не была то никогда. Для него нормально самостоятельно поехать на соревнования в Валмиеру или Цесис, он сам ищет расписания межгородского транспорта, сам добирается и разбирается в положениях о конкурсе итд. Его хобби - это целая субкультура и образ мышления, это не только про ролики, это и про выбор одежды, музыки, интернет страниц, кумиров и мероприятий. Я поражаюсь его драйву и понимаю, что моя юность была в разы однообразней. Не согласна, что сейчас молодежь только в гаджетах сидит и ничего не делает, а мы вот гуляли. Я искренне завидую Егора возрасту и тому, как он проводит свое свободное время. Много раз, наблюдая за ним и его друзьями со стороны, ловила себя на мысли, что хочу оказаться внутри это действа, вернувшись лет на 15 назад минимум.
Егор обкатывает новые ролики, буквально на днях
С Егором никогда не стоял вопрос, как организовать его досуг, с кем бы ему погулять, куда пристроить на каникулы. Он всегда сам это решал. Благо на районе тоже есть скейтпарк и в начальной школе он все время пропадал там, рассказывая вечерами про новые трюки, а потом подрос и с такими же единомышленниками стал открывать все новые и новые места, рассказывая взахлеб об увиденном и запланированном. Завтра, например, он едет в Таллин с такими же фанатиками как сам. Там есть наикрутейший скейтпарк в Балтии “Spot of Tallinn”, и эта уже его четвертая поездка в Эстонию. Без мамы и папы.
Такой самостоятельный, быстрый и смелый растет мой старший сын, в то время как младший начинает свою жизнь диаметрально противоположно Егору.
Боря в 7 месяцев
Боря был очень осознанным выбором, и о том, что он к нам пришел, я знала практически с первых дней. И Боря никуда не спешил. Он не спешил родиться, я ждала его еще неделю после ПДР, которая казалась вечностью. За свои неполных 10 месяцев 99,9% своей жизни Боря проводит со мной и растет на 100% ГВ. Сейчас мне даже в голову не приходит, что можно дать смесь. Это, кажется, чем-то противоестественным при том факте, что я в декрете и мне не надо ни на работу, ни на учебу. Первые месяцы мы были словно слипшиеся сиамские близнецы, и мысль о том, как оставить этот комочек, нуждающийся в мамином молочке и телесном контакте, мне казалась просто дикой. Не то, что 13 лет обратно, когда уже в Егора две недельки я ускакала на лекции…
После первых трех месяцев к уходу за Борей все больше стал подключаться муж, и уже какое-то время они самостоятельно гуляют, что уже достижение и мои несколько часов в неделю. Но так, чтобы остаться без мамы и ни быть при этом на прогулке во сне, случилось с Борисом только единожды. Я пошла на праздник на работе на 2 часа, и в первые полчаса получила смс от мужа «У нас истерика». Худо-бедно они два часа отжили, но я для себя решила пока не форсировать события, и все вечеринки отложить. По крайней мере вечерние, когда мама нужна особо остро.
Завтра планирую дневной выход в кафе к девочкам, оставив Борю с мужем. Большой экзамен для нас троих. И мне жутко странно, куда - то собираться ОДНОЙ. Нет, я не стала домушницей в декрете, мы часто выбираемся - и в кафе ходим, и в кино, и в гости, и дома регулярно устраиваем приемы, и уход за собой – парикмахер, косметолог, ваксинг – по расписанию, НО все это мы делаем вместе. Муж всегда за главную няню вовремя этих выходов и дел, но в случае «есть – спать – поплакать» я всегда рядом, и всем спокойно и легко. То есть Боря пока знает только маму и папу, и за все это время мне не приходила в голову даже мысль оставить кроху с кем-то еще. Хотя и вариантов то нет.
Часто спрашивают, а как Егор с Борей между собой? Хотя Егор уже и взрослый, и самостоятельный, няньку для Бори из него я делать не стала. Конечно, он и коляску можно помочь спустить, и поиграть, чтоб я в душ сбегала, но это такие крайности, по – быстрому. Чаще они взаимодействуют на добровольных началах, когда оба в хорошем расположении духа. Егор уже в том возрасте, когда с мамой уже так не пообнимаешься и он не дастся зацеловать себя, и эти мимишности он теперь получает с Борей, все время трясь об него, уткнувшись носом в его мягкие щечки, волосы, ручки. Еще они бесятся, вернее Боря бесится, а Егор его страхует и смеется. Егор часто делает селфи исключительно с братом, то есть мы с мужем этой чести не удостаиваемся, а вот Боря регулярно. И еще Егор, если видит меня и вдруг не видит Борю, сразу резко спрашивает: «А где Боря?», так привык, что мы как единое целое сейчас. И, когда я уходила на тот самый корпоратив, кажется, Егор переживал больше всех, что Боря останется без мамы.
Я понимаю, что в силу возраста они уже не вырастут друзьями, и скорее всего, будут старший брат и младший брат. А интересы, друзья, музыка, ценности и мир у каждого будет свой. Хочу только верить, что в мире каждого всегда будет место друг для друга.
Для меня же старший сын стал трамплином в жизнь, с которого завертелись все эти взрослые работа – квартира – машина – отпуск, а младший сын наоборот остановил весь этот круговорот и дает пространство для размышлений о том, как я хочу прожить следующее десятилетие.
ЭРИКА