Гостеприимная Литва: Клайпеда

04. Jul 2020, 23:14 Ярослава Ярослава

Предыдущая часть здесь

В Клайпеду мы добрались уже вечером. Дочка выспалась в машине (так как ехать до Клайпеды более трех часов) и совсем не желала отдыхать. Поэтому поселившись, мы решили прогуляться по основным достопримечательностям города, тем более на следующий день у нас был запланированный огромный маршрут.

Жили мы далеко от центра, но, когда путешествуешь на машине – это не столь важно. Мы уже опробовали гостиницы по типу хостела, когда путешествовали по Европе (Евротур) и Лапландии (ночевка в Таллинне) и в этот раз нам приглянулся один вариант.

Здесь очень чисто и уютно, в комнате есть туалет и душ, комод, две кровати и достаточно места, чтобы поставить детскую переносную кровать. Кухня общая, но мы ей не пользовались. Комнату можно было выбрать с двухэтажной кроватью или с двумя обычными. Мы выбрали обычные кровати.

Люблю лето за то, что в восемь вечера светло как днем, а в десять только-только начинает темнеть.

Вот такая скульптура-фонтан находится прямо около нашего отельчика.

Толкового маршрута у меня и не было. Почему-то именно о Клайпеде я не нашла более-менее организованного материала, и мы ходили практически просто по карте выискивая достопримечательности + приехали в конце дня, поэтому в музеи даже не рассчитывали попасть, хотя я очень хотела посетить музей Клайпедского замка (Pilies muziejus). Найти его нелегко - залы музея находятся в двух специальных подземных коридорах. Ориентир – площадь, на которой изображены контуры замковых помещений. Забегая наперед скажу, что мы его так и не нашли, да и смысла особого не было уже в десять часов вечера.

Итак, Клайпеда -  третий по величине город Литвы после Вильнюса и Каунаса.  В городе проживает почти 150 тыс. человек. Это один из крупнейших незамерзающих морских портов на берегах Балтийского моря и Куршского залива.

Данные археологических исследований свидетельствуют о том, что территория нынешней Клайпеды была заселена ещё в первые века нашей эры. До 1525 года Мемель (старинное название города) принадлежал рыцарям Тевтонского ордена. До 1923 года - Германии, что отразилось на его архитектурном облике.

Рекой Дане город разделён на две части – левобережный Старый город и правобережный современный городской центр.

Мы припарковались как можно ближе к центру и пошли искать достопримечательности. Улочка, по которой мы шли была переполнена разными скульптурами.

Например, памятник «Тысячелетия упоминания имени Литвы в письменных источниках» - произведение из гранита и бронзы – рыцарь, скачущий на коне.

«Почта Старого города» - необычная скульптура - письма с полезными, интересными идеями, предложениями и пожеланиями в «Почте Старого города» могут оставить все желающие.

А шли мы к паруснику «Меридиан» (Meridianas). Он находится далековато (относительно, конечно) от других достопримечательностей, поэтому мы решили сначала взглянуть на него.

«Меридиан» – один из символов города, стоит на реке рядом с Биржевым мостом. Это ресторан, поэтому внутрь мы не заходили. Парусник начавший свое плавание в Финляндии в 1948 году, почти 20 лет отработал в качестве учебного судна, на котором проходили практику неопытные курсанты мореходной школы, он стал на прикол на набережной реки Дане в 1969 году. Два года спустя в нем был открыт ресторан, очень полюбившийся и горожанам, и приезжим. Постепенно это судно стало неотъемлемой частью города.

Далее мы пошли по левому берегу реки Дане. Дошли до скульптуры «Башня» (Bokštas), которая выполнена в форме дома, в котором «обитает» несколько поколений жителей Клайпеды. Рельефное повествование рассказывает об основных вехах истории города. На четырехскатной крыше «Башни» распластался дракон, он символизирует время, напоминая о быстротечности жизни. Скульптор Альгирдас Босас увековечил и облик любимой жены, которая изображена с письмом в руке (имя жены мастера начертано мелкими буквами). А на ручке двери можно различить автопортрет самого создателя башни.

Одна из сторон «Башни» посвящена поэту Юргису Балтрушайтису, творчеством которого восхищался скульптор: здесь есть и портрет поэта, и строки из его лучших стихов.

Далее мы гуляли в поисках скульптуры маленького мышонка и кота с джентельменским лицом.

Волшебный мышонок – это 17-сантиметровая скульптура из бронзы. По легенде, мышонок исполняет добрые желания, если их прошептать ему на ушко, местные жители говорят, что желание обязательно забудется.

Во дворах «спряталась» скульптура кота, мордочка которого похожа на лицо знатного господина. А на крышу двухэтажного дома совсем рядом «взобрался» памятник трубочисту. На стене здания прикреплена большая пуговица. Надо только прикоснуться к ней, и тогда загаданные желания исполнятся в ближайшем будущем.

Погладить надо и кота.

К сожалению, мы не нашли трубочиста, хотя ходили, подняв головы. По карте он есть, а на деле его нет. Наверно где-то не там искали)))

Рядом с мышонком есть небольшая площадь на которой разместилась большая шахматная доска и шахматные фигуры по росту почти как дочка.

Чудеснейшим образом мы умудрились обойти центральную площадь (Театральную) Старого города и не попали на нее. Здесь находится драматический театр, фонтан и другие достопримечательности.

А мы прямо перед площадью свернули на замковый мост (Pilies tiltas). Я знала, что где-то около моста должна находится скульптура русалки, поэтому мы обошли этот мост вдоль и поперек, но скульптуру не нашли. Как оказалось, русалка пряталась около другого моста, но об этом позже.

А замковый мост разводной. Наверно смотрится это действо великолепно, особенно ночью, когда все подсвечивается.

Далее мы прогулялись по Клайпедскому фахверку – это ансамбль из семи зданий, выполненных в необычном стиле фахверк. Эта территория полностью принадлежит искусству.

В постройках, составляющих архитектурную группу, располагаются Художественно-выставочный дворец, Клайпедская галерея, галерея Barotti и прочие сооружения, в которых люди искусства имеют возможность творить.

А мы гуляли не просто так, а искали скульптуру «Черный призрак». Скульптура действительно завораживающая и таинственная. От нее аж мурашки по коже.

В 2,5-метровом бронзовом изваянии, выбирающемся из воды на берег, воплощена некая таинственная сущность из местных старинных легенд. В них повествуется о встрече, состоявшейся в 1595 году у стража клайпедского замка Ханса фон Хейде с привидением, которое предсказало нехватку в городе топлива и зерна.

А само приведение находится сразу же за поворотным мостиком, который был возведен в 1855 году и исправно функционирует до сих пор.

По мостику можно пройти к Терминалу круизных морских судов, открытому в 2002 году.  А также оказаться у пришвартованных яхт разных размеров и мастей. Именно для того, чтобы эти яхты могли покинуть свою бухточку-причал и нужен поворотный мостик. Его особенность в том, что он не поднимается как другие разводные мосты, а поворачивается в сторону, таким образом, не мешая проходу корабликов.

Скульптура «Ветер» установлена на территории порта. Этот необычный объект, имеющий форму флюгера, был создан в 2010 году в ходе международной выставки кузнецов. Над ней работали тридцать мастеров из самых разных стран мира. Над ажурным изваянием тонкой работы «реет» металлическая чайка.

Далее установлена скульптура «Четыре ветра». Это одна из лучших работ и интереснейших, которые демонстрируются на международных выставках кузнецов, проводимых в замке Клайпеды. Скульптура представляет собой массивный трехметровый вихрь, сверху которого закреплены тонкой работы флюгера, горнисты и различные витиеватые фигуры, символизирующие потоки воздуха.

Уже начало темнеть, а мы планировали еще в магазин заехать за продуктами, и все еще не нашли «Русалку», поэтому решили перейти по Замковому мосту на другую сторону реки Дане и пройтись по набережной.

По пути нам встретилось еще несколько скульптур. Во-первых - «Дерево любви» - символ любви в самом сердце города. Замки, подвешенные влюбленными, становятся листьями дерева и символизируют вечную и преданную любовь. Скульптуру создали кузнецы Литвы, Латвии, Украины и Чехии во время международного пленера «Четыре ветра» в 2013 году. Скульптура больше напоминает шар, но это ничуть не влияет на ее красоту.

Чуть далее находится скульптура «Рыбак». Это одна из самых старых скульптур Клайпеды («Рыбак» был установлен в 1971 г.). Вокруг скульптуры оборудован и летом функционирует фонтан с водопадом.

Вот мы дошли до Биржевого моста и вуаля!!! наконец-то русалка. «Русалка» - это символ Клайпеды как морского города, считается, что это та самая русалка из древних литовских преданий. Древняя литовская легенда гласит, что, когда воды реки Дане поднимаются, из их пучин выходит красивая, обворожительная девушка. Вместо ног у неё чешуйчатый хвост. Она садиться на берег и опустив глаза, вспоминает своего возлюбленного, которого не смогла спасти. Скульптор К. Пудимас в своём произведении из бронзы запечатлел и литовскую монету лит - хвост русалки украшен номиналом монет из одного лита.

Еще мы успели заметить скульптуру «Арка» - самый большой гранитный памятник в Литве. Его высота составляет 8,5 метров, вес 150 тонн. Установлен он в честь воссоединения Клайпедского края (до 1923 года входившего в состав Германии) с Литвой. Серая часть монумента символизирует Большую Литву, а колонна из красного гранита - Малую. На памятнике выбиты слова литовской писательницы Евы Симонайтите: «Мы - единый народ, единая земля, единая Литва».

А за «Аркой» расположился парк скульптур. Парк основан на месте открытых старых кладбищ в 1977 г. Более чем десятилетие на нём устанавливались скульптуры, которые создавались в Смильтине во время летнего симпозиума скульпторов. В парке 116 скульптур. Одни из них: могила Й. Л. Винера, мемориал восстания 1923 г., памятное место в честь погибших во Второй Мировой войне, а также модерные скульптуры литовских мастеров.

К этим достопримечательностям мы уже не пошли. Ни сил, ни времени не осталось.

А вообще в Клайпеде много всего интересного и театры, и музеи, и парки, а скульптур, которые мы не успели осмотреть – еще целое множество.

Итог: Клайпеда – уютный портовый город, украшенный замечательными скульптурами и памятниками. Нам понравилась царящая спокойная атмосфера. Красивые маленькие улочки так и манят. Думаю, если ехать – то на пару дней точно.