Походные заметки: почти водные приключения – в окрестностях Аллажи

08. May 2020, 23:20 Ярослава Ярослава

Предыдущая часть здесь

В этот день нас ждала неприятная погода – весь день шел дождь. Такой тихий, но сильный, который то стихал, то усиливался, но не прекращался. По иронии судьбы лишь когда мы уже возвращались домой вдруг дождь закончился и даже выглянуло солнышко ненадолго.

Но после недельного заточения в квартире нас ничто не могло остановить. Вооружившись зонтиками, дождевиками и сменой обувью мы отправились в Аллажи. Идею для маршрута я почерпнула на сайте парка Гауи. Кстати, в латышской версии страницы около каждого из пунктов маршрута есть GPS координаты, так вот я обнаружила, что долгота и широта в них указаны наоборот и если вбивать данные так как они представлены на сайте, то можно попасть куда угодно только не в Латвию. Так, при поиске Межмуйжских источников координаты нас привели в Оманский залив.  Муж догадался ввести данные поменяв их местами – и о чудо!!! – сработало – мы все нашли.

Маршрут: источник Салтавотс (Saltavots avoti) – Аллажская лютеранская церковь (Allažu (Stīveru) luterāņu baznīca) – Межмуйжские источники (Kaļķugravas (Mežmuižas) avoti) – Чернаускский дуб (Černausku dižozols) - Чернаускский камень (Černausku akmens) - Эзерниекские карстовые воронки (Ezernieku karsta kritenes).

Первая наша остановка - источник Салтавотс. Ехать до него минут 40. Мы подъехали к недостроенному дому и тут было что-то типа парковки для одной машины прямо у дороги – там и остановились. Далее надо пройти немного вниз, обойдя заброшенное здание.

Источник Салтавотс  - один из самых производительных латвийских источников. Его воды вытекают в небольшой бочаг, накапливаются в искусственном бассейне и затем утекают в водоем, созданный в долине реки Лорупе, – Анцишское озеро.

Источник потрясающий. Вода прозрачная, видно все что находится на дне бочага – пеньки деревьев, растения, песок, камни.

В месте, где источник вытекает был мостик и лестница, но на него упало дерево, которое так и лежит там. Крону, я так понимаю, обрезали и оставили в источнике – ее видно из-под воды.

А далее нас ждало что-то невероятное - Анцишского озера на месте не было. То есть – оно было, но без воды. Похоже, что воду слили для очистки дна.

Выглядит все это необычно. Спустившись на дно озера, мы обнаружили тысячи и тысячи ракушек маллюсков. Охххх, сколько же это радости - собирать огромные ракушки, которых в избытке. Наверно, если бы дочкина воля – мы бы застряли там до вечера.

Но, к счастью, дождь превратился в ливень и к машине пришлось бежать. По дороге к следующему источнику находится Аллажская (Стиверская) лютеранская церковь. Из-за дождя мы не смогли подойти и рассмотреть ее поближе.

Межмуйжские источники, вытекающие из откоса Калькюграва, образуют отвесный порожистый ручей, который впадает в мельничный пруд.

Интересно, что мы сначала проехали поворот на парковку Межмуйжских источников, так как указателя в месте развилки нет. А вот если проехать еще метров 200 по дороге, то можно как раз наткнутся на указатель, который показывает назад. Я случайно заметила инфостенд справа от дороги, он еле проглядывался из-за деревьев и несколько припаркованных машин и не ошиблась – это и была парковка.

Кстати, скорей всего в сезон парковка платная, так как перед въездом на стоянку находятся кассы. Здесь же есть инфостенд и указатели куда идти дальше.

Источник похож на пологий водопад, вода в нем прозрачная и вроде как бирюзовая. Но наверно в солнечную погоду лучше видно.

Если не спускаться сразу к озерцу, а пойти поверху по стрелке – то можно попасть на небольшую природную тропу.

Тропа идет через лес, по ходу тропы расставлены информационный стенды с описанием различных биотопов, которые есть на территории. Тропа круговая.

А это указатель еще к одному источнику.

На фото ниже под деревом вода (там, где песок). Она настолько прозрачная, что ее не видно.

Нашли муравейник в дереве с достаточно крупными муравьями.

Лес такой привычный нам, как у бабушки около дачи в Украине, мшистый, много цветов, птички поют, дождик капает и на что я лично обратила внимание – грунт – твердый и заваленный сосновыми иголками – запах в лесу потрясающий.

Прогулявшись по тропе, мы вышли у того самого озера, в которое впадают воды из источника. Здесь же имеются места для пикника.

Совсем забыла – важная информация – воду пить из источников не рекомендуют – мы наткнулись на таблички с предупреждением, что в воде была обнаружена кишечная палочка. Эта информация касается всех источников, которые мы посетили в этот день.

Наконец-то дождик стих, и мы поехали далее к Чернаускскому дубу. Около него есть парковка на пару машин и информационная табличка. Видно дуб издалека.

Чернаускский дуб - один из крупнейших латвийских дубов – 7 м в обхвате, проекция кроны высотой 22 м составляет 390 кв. м. Крупные старые и толстые дубы считаются своего рода микробиотопами. На их коре обильно растут водоросли, мхи и лишайники. У подножия или на стволе можно найти редкие виды грибов. В дуплах могут обитать землеройки, летучие мыши, жуки-отшельники или совы. Крона служит местом гнездования множества видов птиц.

Дерево огромно, красиво даже сейчас, когда на нем нет листьев. И мне его очень жаль – так как оно умирает. Это огромное дупло или я бы сказала дыра, к сожалению, очень быстро испортит дерево, если его не лечить.

А вот следующий пункт маршрута - Чернаускский камень - мы нашли только благодаря координатам, указанным на сайте. Он находится в еловом бору возле дороги Инчукалнс – Аллажи. Его длина составляет 5,2 м, ширина – 4,6 м, высота – 1,7 м.

Подозреваю, что это какой-то языческий ритуальный камень, поэтому мы решили его не трогать, просто взглянули.

И последний пункт маршрута - Эзерниекские карстовые воронки. Прочитав о них, я так многого ждала …

(фото из интернета)

Карстовые воронки – это провалы земли в промытых местах, крупнейшие из которых достигают несколько метров в длину и образуют группы воронок. В окрестностях образовались два небольших озерца – Вецэзерс и Линэзерс, в которых констатированы нерегулярные колебания уровня воды. В последние десятилетия неоднократно наблюдалось, как в Линэзерсе через отверстие воронки глубиной приблизительно 9 м частично (в 1996, 2003 г.) или полностью (в 1982 г.) исчезает вода. Это явление происходит нерегулярно, и его механизм до сих пор не выяснен. Осенью 2014 года воды Линэзерса снова ушли под землю.

Если ехать по гугл картам, то они приведут к повороту на проселочную дорогу, въезд на которую закрыт. Но если ехать от Чернаускского камня, то по дороге будет указатель на карстовые воронки, вот там и нужно свернуть. Практически сразу упираемся в инфостенд. А рядом находится несколько жилых домов, за домами небольшое поле и озера Вецэзерс и Линэзерс.

Вокруг Линэзерса проходит тропа, которая ведет к Пандскому болоту. Озеро как озеро, слишком много воды, не видно ничего.

Около озера опять предупреждающая табличка и порванная карта с указанием на тропу. Как минимум начало тропы указывало на то, что ею давно не занимались – уже видны следы запустения и мы не решились по ней идти.

Навигатор указывал, что основные карстовые воронки находятся в следующем озере и мы пошли к нему через поле, около леса встретили указатель на Пандские болота, но об этом месте я вообще никакой информации не нашла, поэтому решили, что, если останутся силы подойдем к нему на обратном пути.

А потом мы пошли по лесу вокруг озера в надежде найти место, где будет видно хоть что-нибудь. И это мы, конечно, очень зря поступили.

В лесу почва оказалась просто непроходимой, мягкой, покрытой мхом, наступая в который проваливаешься в воду. Много мелких спиленных веток еще больше утяжеляли передвижения.

Самое забавное, что мы лазили в таких чащах в полукилометре от дороги, были слышны шум машин, с противоположной стороны озера стояли домики, а мы реально в непролазных дебрях.

Наконец-то озеро мы обошли и когда до дороги оставалось метров 100-150 обнаружилась преграда в виде речушки, которая вытекала из озерца.

О, Мама Мия, да что ж такое. Перспектива возвращаться лесом обратно нас совсем не радовала, так как на это нам бы пришлось потратить еще час.

Но немного пройдясь вдоль оврага, где тек ручей мы нашли самое узкое место, муж с легкостью перепрыгнул речушку. А вот мы с дочкой точно такое финт повторить не смогли бы. Ширина небольшая – метра полтора, да и глубина – по колено, но и на улице не лето – поэтому вступать в воду совсем не хотелось.

Муж нашел пару бревен и смастерил нам что-то типа мостика, так что мы благополучно перебрались на другую сторону.

В итоге, промокшие ноги, время, потраченное впустую, еще ничего и не увидели.

Карстовые воронки – это уникальное явление, но, чтобы его увидеть нужно подгадать время.

Итог: в целом день выдался интересным:

- источник Салтавотс – стоит посетить, он красивый, а если еще и озеро рядом вернут на место – вообще должно быть отлично. Напоминаю, что воду из источника пить нельзя.

- Аллажская лютеранская церковь – никакой информации не нашла. Можно посмотреть проезжая мимо. Возможно в составе туристической группы будет интереснее.

- Межмуйжские источники – можно посетить. Красивый пологий водопадик, обустроенный спуск к озерцу, есть место для парковки машины и место для пикника у озера. Небольшая пешеходная тропа. Пить воду из источника тоже не рекомендуют.

- Чернаускский дуб и Чернаускский камень – находятся около дороги, можно посмотреть проездом.

- Эзерниекские карстовые воронки – место уникальное, но самой локации ставлю «минус». Местность совсем необустроенно для пеших прогулок, нет указателей, да и сами тропы, то есть, то обрываются.