Походные заметки: утёс Сиетиньиезис и Козий утёс

29. Apr 2020, 11:44 Ярослава Ярослава

Предыдущая часть здесь

Об утесе Сиетиньиезис (Sietiņiezis) я много слышала и читала - там очень красиво. И вот наконец-то мы решили съездить к нему. Ехать долго, практически до Валмиеры, а поскольку значительная часть пути пролегает по грунтовым дорогам заповедника – ехали мы до утеса 1,5 часа. Прогноз погоды продолжал настаивать на хорошей погоде с переменной облачностью, но то и дело накрапал дождик.

Около утеса Сиетиньиезис имеется бесплатная, большая парковка, информационные стенды, туалет. В этот раз людей было больше обычного, но нам удавалось спокойно держать дистанцию гораздо большую чем в два метра.

Из инфорстендов стало ясно, что все интересное уже успели исцарапать надписями и разрушить до нас, поэтому скалы утеса охраняются законом, трогать и писать на них нельзя. Раньше где-то в скалах была очень красивая арка, но она обвалилась и где-то с 80-хх годов ХХ века на камни запрещено залазить. Весь утес обнесен деревянными лесенками и помостами, что очень удобно.

На втором инфостенде, который расположен за местами для пикника есть небольшая карта. Следовательно, ориентируясь по карте, лучше идти сразу тропой, которая ближе к реке. Таким образом маршрут пройдет через утес и скалы, более пологий подъем приведет на вершину утеса, а оттуда уже легко спускаться специально обустроенной лестницей – получается небольшой круг.

Круг действительно небольшой, поэтому мы даже не устали. Вид, открывающийся на реку очень красив.

Именно это место (если смотреть на реку и на лес за ней) напомнил нам с мужем лес около дома в Киеве, и мы даже немного загрустили. А погода радовала – безветренно и совсем тихо так, как бывает в лесу.

Скалы уникальны. Они состоят из белого песчаника, а до этого мы видели только красные. Это самое длинное обнажение белого песчаника в Балтии.

Сиетиньиезис образован из воздушной выветрившейся породы, которая сформировалась 350 миллионов лет назад, когда территорию Латвии покрывало море. Высота утеса достигает 15 м, а ширина – 400 м.

Утес имеет такое название (по-латышски «Утёс-сито») благодаря уникальным углублениям в нем. Греясь на солнце, утёс Сиетиньиезис сохраняет своё тепло, и поэтому дикие пчёлы выбрали его своей обителью. Именно они проделывают в нем отверстия и утес становится похожим на сито. Опять нам повстречалась пещера Велнала. Уже четвертая по счету.

И вот мы вышли на вершину. Отсюда открываются красивейшие виды на реку.

Красоту утеса и его окрестностей оценили студенты, которые в 1927 году разместили здесь камень с надписью: «Смотри на красивую Латвию и радуйся ей». Памятный камень был восстановлен, и его до сих можно увидеть возле утеса.

Еще немного погуляв по утесу мы спустились к реке. Дочка даже потрогала воду – говорит, как лед холодная.

А далее мы отправились к Козьему утесу. Ехать до него где-то полчаса.

Солнце совсем спряталось, как-то набежали тучи. По пути нам встретился еще один подвесной мост через Гаую (Metāla tilts pār Gauju).

Мы по нему прошлись, посмотрели на реку и двинулись к утесу.

Козий утес - это живописное обнажение длиной около 340 м и высотой до 15 м на левом берегу Гауи, на расстоянии одного километра ниже места впадения Рауны. Его образует красновато-желтое обнажение песчаника гауйской свиты. Козий утес отображается на гугл картах.

Парковки в месте, где заканчивается дорога для машин, нет, но здесь начинается лесная дорога, въезд на которую запрещен и рядом с ней можно оставить машину.

А далее навигатор показал, что нам надо пройти около 100 метров до утеса. Лесная дорога буквально через минуты 5 привела нас к развилке. Как видно на фото ниже здесь 4 тропинки. Чтобы попасть к утесу необходимо выбрать вторую тропинку, если считать их слева направо. Вот ту, которая похожа на русло ручейка и уходит вниз.

Спустившись, поворачиваем налево и необходимо подойти как можно ближе к реке, хоть там и болотце, и лужи.

Вид на утес открывается изумительный. Если подойти к нему, то видно и второй выступ утеса. Да и вообще – красиво, тихо, спокойно.

У нас на повестке дня был еще один пункт –это Белая скала или Лиепская скала (Balta klints/ Liepas_iezis). О нем я практически не нашла информации, да и на картах она не отображается. Поэтому ехали по координатах, которые я нашла на сайте.

По дороге задержались на железнодорожном переезде в ожидании поезда. Дочка давно хотела посмотреть на поезд, а в районе Лиепы очень много переездов. Наконец-то попали на электричку.

По дороге нам повстречался памятный камень.

Свернув с асфальтированной дороги на грунтовую, очень быстро мы наткнулись на знак, запрещающий въезд перед поселением. Карта говорила, что пешком идти до скалы около 2 км. Парковки здесь не было и пока мы решали идти или нет, природа за нас сделала выбор: пошел просто проливной дождь и стало ясно, что никуда мы уже не пойдем, так как даже если дождь быстро закончится (что и произошло на самом деле) скорей всего путь к скалам стал очень мокрым, и неизведанная дорога… в общем, мы решили не идти.

Хоть мы и потратили столько же времени на этот маршрут, как и на другие, ножками мы ходили гораздо меньше, так как к посещаемым достопримечательностям долго добираться, поэтому есть некая неудовлетворенность, хоть мы и устали знатно.

Итог: утес Сиетиньиезис – стоит посмотреть. Но если ехать – то комбинировать с какими-нибудь еще достопримечательностями рядом или с шашлыками))) так как около утеса оборудованы места для пикника.

Козий утес – красивый и заехать посмотреть можно. Но место совершенно не облагорожено.

Белые скалы или Лиепский утес – ничего сказать не могу. Не доехали.