Дискуссия в передаче «Открытый вопрос» о сложившейся ситуации в образовании

Дискуссия в передаче «Открытый вопрос» о сложившейся ситуации в образовании

24. Dec 2020, 03:28 Мамин Клуб Мамин Клуб

Для латвийских школ коронавирус и переход на дистанционное обучение наложились на непростые отношения с профильным министерством, заявили педагоги в передаче «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4. Представители отрасли сетуют: из-за «удаленки» нагрузка выросла, но должной поддержки нет. Глава Минобразования Илга Шуплинска же отмечает — чтобы помочь, нужны четкие критерии.
 
«Некоторые учителя работают по 12-15 часов, они за свои деньги покупают (и не все сразу могут это сделать) и компьютеры, и веб-камеры, и микрофоны, некоторым приходится устанавливать более быстрый интернет. Поэтому мы также требовали, чтобы на национальном уровне обеспечили необходимую поддержку.

Если мы проанализируем, какие поддерживающие программы, какие средства получили другие отрасли (и хорошо, что получили, что их министры борются), то с большой вероятностью педагоги и работники науки окажутся на последнем месте», — рассказала председатель Профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага о том, как коронавирус повлиял на ситуацию в школах.

Она отметила, что из всех «антиковидных» денег государство выделило для поддержки педагогов на «удаленке» всего 1,1 миллиона евро. Хотя, признает Ванага, некоторые самоуправления стараются поддерживать работающих в их школах учителей.

Глава профсоюза заверила, что в отрасли благодарны и за этот миллион. Но Ванага настаивает: нельзя, чтобы нагрузка росла (а иногда и связанные с работой материальные затраты тоже) без соответствующего вознаграждения.

По ее словам, за первую волну коронавируса педагогам никаких доплат вообще не досталось, за ноябрь и декабрь во многих случаях дополнительное финансирование оказалось чисто символическим.

"Мы получили примерно 2 тысячи евро на 90 педагогов"

Директор рижской Ринужской средней школы Денис Клюкин (летом баллотировался в Рижскую думу от «Согласия») подтвердил: финансовая поддержка государства для учителей, оказавшихся в весьма сложной ситуации, до сих пор была крайне скудной.

«Мы получили просто символическую доплату от министерства — примерно 2 тысячи евро на 90 педагогов. Это за все время удаленного обучения. Мы считали – у некоторых педагогов доплата за один удаленный урок была в районе 7 центов. Еще Рижская дума сделала разовую доплату в 75 евро на каждого педагога. Конечно, у нас в конце года будут премии, но они были и до Covid-19 — и к удаленному обучению никакого отношения не имеют», — отметил он.

Клюкин добавил: летом можно было подготовиться ко второй волне коронавируса и разработать четкие инструкции и планы, но Минобразования ничего не сделало.

«Эта ситуация показала абсолютную недееспособность Министерства образования и науки. За все время, начиная с первой чрезвычайной ситуации, министерство выпустило примерно полтора документа с подписью. А летом, в течение которого можно было подготовить инструкции, планы, все необходимое для эффективного удаленного обучения во время второй волны, мы увидели, что министерство вообще ничего не делало. Там просто отдыхали»

Ванага сетует: Министерство образования и науки даже не пытается отстаивать интересы работников отрасли на уровне правительства и парламента.

«Мы подали разные предложения, чтобы их реализовать в рамках «закона про Covid-19», чтобы появились поддерживающие механизмы. Но никто со стороны министерства поддерживать профсоюз в Сейме не стал. И даже представители Министерства финансов подтвердили, что министр образования даже не требовала никаких денег, никакие расчеты не представила. Они говорят: как мы можем поддержать это предложение, если сама министр ничего не требует для своих людей?» — приводит она пример.

В целом же с министром, как утверждает Инга Ванага, удалось договориться только об одном существенном предложении профсоюза: в следующем году на зарплаты учителей не повлияют число учеников и результаты экзаменов (был риск, что многие педагоги потеряют в деньгах). И то этого добились только после того, как профсоюз потребовал отставки Илги Шуплинской, а премьер-министр Кришьянис Кариньш выступил посредником между организацией и министром.

Министр: "Оценить, насколько увеличилась нагрузка, очень сложно"

Сама министр образования и науки Илга Шуплинска заявила «Открытому вопросу»: «Если мы говорим о первой волне Covid-19, то, согласно опросу Edurio, редко какая школа обеспечивала учебный процесс онлайн. Возможно, вырос объем планирования. Но оценить, насколько увеличилась нагрузка, очень сложно, поскольку это зависит от конкретного опыта в каждой школе.

Единственные, кто мог бы претендовать на доплату – это педагоги дошкольных учреждений, у которых были дежурные группы. Но, согласно сведениям, полученным от Союза самоуправлений, многие воспитатели в детсадах вообще не работали, у части снизилась нагрузка».

По ее словам, министерство подавало запрос о доплате воспитателям, которые оказались на передовой и столкнулись с коронавирусом. Но общая установка правительства была такой: и медики, и работники правоохранительных органов получают доплату только за сверхурочную работу.

«В ходе консультаций с Союзом самоуправлений мы выяснили, что сверх нормы в детсадах никто не работал. И, наконец, ни один работник сферы образования не потерял свою зарплату, в отличие от работников тех отраслей, которые в первую волну пандемии просто остановились — и единственным источником дохода стало пособие по простою. Не было никаких критериев, чтобы утверждать, что у каждого работника образования увеличился объем работы», — отметила политик.

Шуплинска заверила, что ее ведомство просило самоуправления и школы с сентября фиксировать расходы, чтобы можно было оперативно следить за ситуацией.

«Обобщая данные за октябрь, мы видим, что общие расходы составляют около 300 тысяч евро, и в основном они были связаны с приобретением средств безопасности», — сказала министр.

Комментируя же упреки профсоюза в том, что ведомство не отстаивает интересы работников отрасли и не пытается получить дополнительное финансирование, министр указала: «Чтобы что-то просить, должны быть четкие критерии того, почему мы это просим. В то время как целые отрасли перешли на пособие по простою, потеряли финансирование и не получают вообще никакой поддержки, мы не можем просить деньги без ясного понимания, что на самом деле в работу были вложены дополнительные ресурсы. [...]

Мы также просим учителей обращаться в министерство, если есть проблемы с оплатой заместительства и работы помощника учителя — такие доплаты возможны. [...] Если процесс удаленного обучения затянется, будем искать дополнительную поддержку. Но критерии — прежде всего», — заключила Илга Шуплинска.

Источник Press.lv