Тайны усыновления и другие семейные секреты: переживания ребенка. Часть 1

Тайны усыновления и другие семейные секреты: переживания ребенка. Часть 1

25. Jun 2018, 19:45 delira delira

В семье дети и собаки всегда знают все,

особенно то, о чем не говорят.

Франсуаза Дольто


 20 терапевтических сессий, несколько встреч с родителями. Но у ребенка так и не проходит симптом - генарализованный тик. Становится, то немного легче, то опять сильнее... И главное - я чувствую эту тревогу, но не могу понять о чем она, нащупать ее. И я решаюсь, не запланировано, а спонтанно, на встрече с родителями, уже под конец нашего общения, приходит вопрос: " Спрошу прямо, извините, но почему-то пришло это. У вас есть какие-то семейные тайны, секреты, что ребенок не знает?"

Есть, - задумавшись и испугавшись, - но мы не можем пока рассказать... ни Вам, ни сыну...

 

Для меня профессионально значимо в работе с семейными тайнами и с темой усыновления - быть честной. Мне важно, что несмотря на непринятие родителей, я открыто говорю им о своей позиции. Я не думала отказываться от таких случаев, а очень хотела научиться работать с ними, понять родителей, почувствовать детей. Мне кажется, что если я научусь, я смогу помочь родителям, сделать очень трудное, но важное в их жизни и ребенка: быть открытыми и честными, несмотря на свой страх...  

В своей практике консультирования и психотерапии, я несколько раз сталкивалась с различными симптомами у детей, которые можно рассматривать, как одно из следствий семейных секретов.

"Наиболее изученным патогенным семейным секретом на сегодняшний день является тайна усыновления... Стремясь оградить ребенка от травматизма и «плохой наследственности», усыновители и опекуны зачастую игнорируют наличие его эмоциональной связи с биологическими родителями и не учитывают проблем его идентичности [Мизинова]".

Известный французский психоаналитик Каролин Эльячефф, утверждает, что сокрытие от ребенка информации, касающейся его личной истории, не только не спасает его от травматических переживаний, но и приводит к различным патологическим последствиям, проявляющимся затем в нескольких поколениях. Такими последствиями могут быть: низкая самооценка, слабая способность к символизации с помощью слов и частые психосоматические заболевания, асоциальное поведение, обусловленное бессознательной идентификацией с «плохостью» биологических родителей, трудности в установлении близких отношений и другие сложности [Олифирович].

Заметила, что хотя родители, часто сопротивляются, что совершенно понятно и естественно, и страшатся открытия тайны, сами они осознают важность влияния этого события на жизнь ребенка.

Н.Олифирович выделяет шесть основных видов реагирования на наличие тайны в семье, с помощью которых, дети своего рода "помогают родителям" такими вот способами:

  1. Дети "сходят с ума". Этот вариант встречается, когда у ребенка не хватает психических и эмоциональных сил, чтобы справиться со сложной ситуацией.

  2. Дети болеют. Все дети болеют. Но иногда болезнь ребенка появляется, чтобы отвлечь родителей от их разбирательств, скандалов, депрессии. Малыш, улавливая семейную тревогу, пытается что-то сделать, помогая родителям смотреть не друг на друга, а в его сторону.

  3. Дети плохо себя ведут Это еще один классический способ «вызвать огонь на себя». Неосознанно заботясь о семейном благополучии, дети начинают демонстрировать «плохое» поведение – драться, ругаться, нарушать правила семейного распорядка, заставляя родителей перевести внимание с актуальных конфликтов на них.

  4. Дети попадают в неприятности. Когда в семье присутствует хроническое напряжение, обусловленное семейной тайной, ребенок чувствует это и пытается хоть как-то помочь родителям. При этом невнимательный, неуверенный в себе малыш не замечает внешних опасностей. Такие дети часто демонстрируют виктимное поведение: становятся жертвами ДТП, насмешек одноклассников, агрессии педагогов.

  5. Дети молчат. В семье, живущей во власти тайны или секретов, зачастую существует табу на прямые вопросы и высказывания. За честность и излишнее любопытство ребенка наказывают.

  6. Дети не хотят жить. События внутри семьи, особенно те, о которых нельзя говорить, часто запускают процессы, снижающие жизненную энергию ребенка. Агрессия, направленная на себя, или аутоагрессия, связана с работой защитных механизмов. [Олифирович]

Продолжение следует.


Ирина Деделе, психотерапевт.

20180624115354-18807.jpg

Эксперт