На портале Мамин клуб опубликовано письмо одной из наших мам, её рассказ о родах в Рижском роддоме. Увы, этот рассказ полон боли и отчаяния вследствии неправомерных и возмутительных действий акушерки, принимавшей роды. На родах присутствовала и доула, однако ситуацию это не спасло.
После публикации мы получили огромное количество откликов. Мамы возмущены тем, что такое происходит, сочувствуют пострадавшей; также нашлись ещё несколько мам, пострадавших от рук акушерки.
Читательницы спрашивают, почему доула не защитила роженицу от акушерского насилия в момент родов. Сегодня мы публикуем рассказ доулы о том, как всё было и почему доулы не вступают в конфликт с врачами.
"Я приехала на роды, когда мама (Н.) уже была в родовой палате, до этого она весь день находилась в предродовом отделении, где ждала регулярные схватки. Первое, что сказала акушерка Н., когда она поднялась на 7 этаж: "Дорогая моя, даже не думай, бери эпидуралку, это твоя лучшая покупка в жизни!"
Через некоторое время акушерка предложила маме переодеться, потому что ей не нравится её платье. Мы показали вторую майку, на что услышали: "Вы что, обалдели совсем, нормальной одежды у вас нет?"
Затем ей не понравилось, что я выключала свет после её ухода. "Не выключайте, не нравится мне к вам заходить в такую темень". Хотя на родах любая рожающая женщина между осмотрами акушерки может выключать свет и спокойно отдыхать.
Потом, к счастью, наша акушерка куда-то пропала и несколько раз заходила чудесная женщина, которая давала рекомендации по дыханию и посоветовала несколько положений для схваток. Мы обрадовались, думая, что у нас останется именно эта акушерка. Но нет. Через несколько часов вернулась «наша», она пахла кофе и сигаретами. Сказала жёстко: "Не на том боку лежишь, не так дышишь" Н. объяснила, что это рекомендация другой акушерки. На что получили ответ: "А мне все равно, кто вам и что говорил, будешь делать, как я скажу!"
В период схваток акушерка ни разу не переступила черту грубости и хамства, которая бы позволила нам ее поменять. У мамы пока не было к ней претензий.
Мы реагировали на неё, как на плохую погоду. Мы не и не предполагали, ЧТО будет на потугах.
Когда открытие было полным, акушерка разрешила выдыхать с помощью с-с-с. Но она все время была недовольна. Дёргала маму, говорила, что всё не так. Что она не старается, что ей все равно.
...Разрешила тужиться. Мама упиралась ногами в подставки. В какой-то момент акушерка взяла ногу мамы в руки, чтобы Н. на нее оперлась, но в этот момент пришла потуга, мама сильно уперлась ногой и нечаянно толкнула акушерку. После чего Инара Пенькова швырнула мамину ногу и начала на неё орать. Что она сейчас уйдёт, и пусть она сама рожает.
В этот момент впервые было желание сказать акушерке «пару ласковых». Но процесс шел полным ходом, я ни на секунду не могла отвлечься от мамы. Нужно было напоминать о дыхании, о том, как держать ноги, куда направлять усилие. А акушерка просто стояла и комментировала, как плохо она рожает. И тут - ура! -
Инара П. предложила изменить положение со словами "Даю тебе только 3 потуги, и потом опять на спину". В другом положении у Н. действительно получалось лучше тужиться, но через 3 потуги она вернула ее обратно, в положение лежа на спине.
Мама старалась из последних сил, но сил уже не было. И тогда акушерка пригласила двух врачей. Н. продолжала вытуживать малыша уже под руководством врача, но Инара П. никак не могла успокоиться и продолжала критичные замечания в адрес роженицы.
И тут со словами «она все равно не сможет», Инара П. принесла врачу вакуум.
Врач тянула ребёнка вакуумом, а Инара П. взяла ножницы, подлезла с боку и несколько раз подрезала промежность, после чего разрез начал рваться дальше, и как сказала потом врач, ушёл далеко во влагалище.
Как только родился ребёнок, который, кстати, сразу заплакал, акушерка сразу перерезала пуповину и унесла ребёнка, не показав его маме. Неонатолог осмотрела малыша и ушла, малыш остался лежать один на столе, на мою просьбу дать маме ребенка сказала, что отдаст, когда неонатолог разрешит.
Малыш еще какое-то время лежал один; вернулась неонатолог и сказала, что все в порядке. Я подошла и опять попросила дать маме малыша. Акушерка вместо этого решила его помыть.
Но и после мытья она не спешила отдать малыша. Я поняла, что меня накрывает, и больше терпеть это никак нельзя. Я подошла и сказала: «Что вы творите? Сколько можно? Просто отдайте маме ребенка!» Акушерка ответила: «Она уронит ребенка».
Всё время после рождения малыша, кроме нас, в комнате присутствовала врач, она все видела. И ни разу не вмешалась в действия акушерки - молчаливое согласие.
Врач начала зашивать разрезы, а Инара П. вдруг превратилась в заботливую и милую тётушку. Но Н. попросила её выйти, потому что видеть её больше не могла, присутствие акушерки ей неприятно. Когда акушерка вышла, врач сказала, что она понимает чувства мамы! Понимает!!! Но при этом ни разу её не одёрнула.
Сейчас, оглядываясь назад, я много думаю, что могла сделать я, чтобы всё прошло по-другому?
Первое. Могла посоветовать маме заключать контракт с определенной акушеркой, чтобы всё было более предсказуемо. Вообще, так и должно было быть, но Н. не успела заключить договор - роды начались на три недели раньше.
Второе. Могла посоветовать Н. поменять акушерку в процессе родов. Но у нас, в принципе не было к ней особых претензий в процессе схваток: да - жёсткая, да - высокомерная, но "на грани".
Неприкрытая агрессия и демотивация началась уже в потугах, когда акушерка всё время была рядом. И обсудить поведение акушерки наедине у нас уже не было возможности. Да и обсуждать что-то или вступать в конфликт с акушеркой В ПОТУГАХ невозможно! Мама вытуживает ребенка – она должна быть полностью погружена в процесс!
Доула, по договору с рижским роддомом, не имеет права противодействовать медперсоналу. Никак. Это превышение её полномочий. Я не имею права оценивать работу акушерки и врачей. Даже если они грубы и бесцеремонны.
Если на моём месте отец ребёнка, он ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО сделать акушерке замечание, и попросить её быть вести себя достойно. Доула - не может!!! Доула не защищает роженицу, а помогает и поддерживает. Делает массаж, мотивирует, дает попить, отводит в туалет, напоминает про дыхание, помогает встать – сесть, может привезти в роддом, помочь дотащить вещи и многое другое. Но защитить от хамства персонала не может.
Хотя... может - только после этого её имеют полное право с родов выгнать. Или не пустить в дальнейшем на сопровождение в этот роддом.
Мне очень жаль, что я не смогла защитить маму в главный день её жизни, в день рождения её малыша от акушерской агрессии. Не раз в родах мне хотелось сказать всё, что я думаю. Но боялась, что после этого меня попросят уйти и Н. останется совсем одна.
Никогда в жизни ни в своих родах, ни в родах, в которых я участвовала, как доула, не было ничего подобного. Честно, я была не готова, что такое вообще возможно.
Очень надеюсь, что больше ни одна роженица не пострадает от Инары Пеньковой.