Рассказ. Эмигрантский цикл. Родственники. Часть первая

Рассказ. Эмигрантский цикл. Родственники. Часть первая

29. Sep 2018, 20:23 Svetlanika Svetlanika
"Как хорошо, что сегодня выходной", - Маша потянулась в кровати и перевернулась на другой бок. Прошедшая неделя была очень напряженной. Два дня она отработала с Леной на складе, а на три дня агентство отправило ее посудомойкой на кухню в столовую. Дааа, в ее положении работу выбирать не приходится. К тому же столовая принадлежала очень крупному ритейлеру и там, по идее, должно было быть все аккуратно и чисто. Однако на деле оказалось, что столовая была больше похожа на школьный общепит, чем на место питания сотрудников крупной компании международного масштаба. Маша была шокирована увиденным: грязный пол, засаленные тарелки, которые и после посудомоечной машины оставались такими же грязными и жирными. На Машин вопрос, нет ли у них чистящих средств помощнее, менеджер замахала руками, мол, так сойдет, давай быстрее, а то у нас скоро совсем чистой посуды не останется. Вообще сложно было представить, что вот с такой тарелки будет есть какой-то белый воротничок - руководитель отдела или начальник департамента. Маше сложно было представить, но работники компании словно не замечали жирных пятен и пожелтевших краев. Эти три дня дались Маше тяжело - ей казалось, что жир с тарелок прилип к ее рукам навечно и после смены она добрых часа два отмывалась в душе и очень ждала выходных, надеясь, что на следующей неделе ее услуги столовой не понадобятся.

Послышалось жужжание телефона, поставленного на виброзвонок. Пару секунд Маша раздумывала, отвечать или нет. Если это Лена с ее планами погулять в парке, потусоваться в торговом центре, то Маша предпочла бы сидеть в своей комнатке и смотреть сериалы. Денег на кафе у нее совсем не было, не говоря уже о покупках. В субботу по работе звонить не могут. Кто еще может ей звонить? Если только мама, которая, если не видела Машу в скайпе, то обязательно писала сообщение или звонила. 
Маша потянулась за телефоном. На экране высвечивался незнакомый номер. 
- Алло?
- Добрый день! Могу я поговорить с... Мариа Цветкова? - звонившей с трудом удалось произнести ее фамилию.
- Да, я слушаю.
- Меня зовут Лиз Андерсон и я менеджер агентства по трудоустройству Темпо. Прошу прощения за субботний звонок, но у нас срочное дело. Скажите, пожалуйста, вы говорите по-русски?
- Да, это мой родной язык. 
- Отлично! Одному из наших клиентов нужна помощница по дому на месяц. Клиент, дама из России, попросила русскоговорящего помощника. Скажите, у вас есть какие-то обязательства на текущий месяц?
- Н-нет, пока нет. А в чем заключается работа и какова оплата?
- Оплата стандартно, по нашему обычному тарифу. Но если клиент пожелает, то может дать вам премию. Премия будет оформлена согласно законодательству, из нее вычтут налоги и вы получите ее в ближайшую зарплату. Обязанности заключаются в уборке дома, мойке посуды, мелких покупках. Дело в том, что к клиентке приезжают гости на месяц и на этот месяц ей нужна помощь. Дом находится за городом и клиент оплачивает вам дорогу от вашего дома до места работы.
- А когда нужно дать ответ?
- Боюсь, что у нас нет времени для размышлений. Ответить нужно сейчас.
- Я согласна. 
- Прекрасно! Тогда в понедельник в 7 часов утра вам нужно быть в нашем офисе. Возьмите с собой паспорт. В 8 часов утра вас заберет клиент.

Маша уставилась на телефон. Работа сразу на месяц - это круто! Можно вздохнуть спокойно, запланировать расходы и не думать, как выкрутиться с оплатой счетов. Но сама работа - по сути, домашняя прислуга. А клиент? Дама из России? Это из тех, кто вышел замуж, чтобы любой ценой оказаться на Западе? Еще неизвестно, какой у нее характер. Будет с подозрением ходить следом, чтобы не дай бог, ничего не пропало. Но месяц стабильной работы все же важнее. Ничего, потерпим. Это лучше, чем возиться с грязными тарелками в столовой. Наверное.

В понедельник, без пяти семь, Маша стояла у входа в офис. Она уже поняла, что к опозданиям англичане относятся очень строго и даже пять минут могут сыграть решающую роль - работу, которую тебе обещали, отдадут другому, более пунктуальному. Работников тут достаточно - конкуренция огромная.
Лиз Андерсон появилась ровно в семь. Минут 20 понадобилось для заключения стандартного договора, еще минут десять Лиз наставляла Машу, как нужно себя вести и что при любых подозрительных просьбах следует немедленно ставить в известность агентство. Неприязнь и подозрительность к русскому клиенту так явно звучали в голосе Лиз, что Маша стала всерьез опасаться, выдержит ли она этот месяц. Остальное время Лиз сосредоточенно изучала бумаги, а Маша смотрела в окно. И зачем нужно было приезжать в семь, если все формальности они уладили за полчаса? Очень хотелось спать.
В четверть девятого перед офисом резко затормозил сверкающий белый ягуар. Еще через пять минут в агентство быстрым уверенным шагом зашла высокая женщина. В ней сразу можно было узнать славянку - округлось лица, светлые длинные волосы, заплетенные в косу. И, непременный атрибут благополучия - брендовая одежда, сумка, туфли.

- Здравствуйте, меня зовут Катя Фримен и мне нужна Лиз Андресон, - на ломаном английском выпалила вошедшая.

Пока Лиз и Катя подписывали соглашение и несколько раз проговаривали обязанности, Маша успела подумать, что, кажется, понимает, почему Лиз испытывает неприязнь к русской клиентке. Та вела себя требовательно, как заказчик с исполнителем по классическому сценарию "клиент всегда прав". Не старалась даже правильно произносить слова и строить предложения. У англичан это вызывает недоумение поначалу, а потом и неприязнь - вы приехали к нам и обращаетесь с нами, как со слугами. Да, у вас есть деньги, но это мы вам оказываем услугу и сделайте хотя бы вид, что вы придерживаетесь правил хорошего тона! Сама она с любопытством разглядывала своего нового работодателя и пока не могла понять, как следует себя вести: работа ей, конечно, нужна, но почему-то именно перед своими не хотелось сильно прогибаться. Маша и сама не понимала, откуда взялось в ее голове это слово - прогибаться. Но размышлять об этом сейчас было некогда.

- Ты Маша, да? - перешла на русский работодательница.
- Да, это я. - Маша старалась, чтобы ее голос звучал приветливо.
- Тогда поехали, покажу дом и расскажу, что делать.

Пока Катя не очень уверенно вела машину по узким городским улочкам, они молчали. Маша никак не могла решить, как начать разговор: с одной стороны это ее новый работодатель и должна быть какая-то субординация, с другой - она же русская, то есть немного своя. 
Когда наконец они миновали извилистые улицы старого города и выехали на шоссе, Катя нарушила молчание:
- Черт, терпеть не могу город. Как они ездят по таким узким улицам! Ты давно в Англии?
- 7 месяцев. А вы? - Маша запнулась, вот так типичное, для эмигрантов, начало разговора рушит всю субординацию.
- Три года. Живешь в какой части?
- На севере.
- А мы на юге. Такси я оплачу, конечно. Но если что - сможешь остаться на ночь? Комнату я тебе предоставлю.
- Эмм...думаю, да. А что нужно будет делать? Лиз мне только в общих чертах рассказала.
- Значит так. Завтра ко мне приезжают гости, родственники. На месяц. По-английски они не говорят, ну или там два слова. Если им нужно что-то купить, сходишь с ними в магазин. Дальше - уборка дома, мойка посуды. У меня посудомоечная машина, так что тут просто. Ну и по мелочи, если им что-то понадобится. Я две недели на курсах, так что домой буду изредка заглядывать. А потом останется только уборка дома и посуда. Ну стирка тоже. Про ночевать - это, думаю, на пару раз, первые пару дней и потом, когда они будут уезжать - посидим, погудим, ну и надо будет убрать. Сейчас покажу тебе все, посмотришь, что нужно из всякой химии бытовой, ну немного надо прибраться. Вечером отвезу тебя домой. Завтра приедешь утром, поможешь мне с готовкой, потом я поеду встречать родню в аэропорт. Тебе нужно будет остаться на ночлег, так что возьми с собой вещи.
- Хорошо. - кивнула Маша. Катин деловой тон вернул утраченную было субординацию.


Машина аккуратно въехала на подъездную дорожку. Маша огляделась. В этом районе она раньше не бывала. Да и делать ей тут было нечего. Это был зажиточный пригород с большими домами, ухоженными садами и отполированными машинами. Когда-то это была деревушка неподалеку от города, но город рос и постепенно деревушка превратилась в пригородную часть, своего рода спальный район. Население таких районов, как правило, состоит из семей с детьми или состоятельных пенсионеров. Женщины обычно домохозяйствуют и растят детей, мужья занимают солидные должности в офисах в центре города. А пенсионеры делят свое время между родным английским домом и испанской фазендой. В подобных пригородах не встретишь эмигрантов - те обычно селятся вблизи промышленных районов, где проще найти низкоквалифицированную работу, или в своеобразных гетто, как, например, индусы или пакистанцы (там у них свои магазины, банки, врачи). Совершенно белая, зажиточная, тихая и спокойная деревня - первых двух характеристик вполне достаточно для того, чтобы цены на недвижимость в этом районе были намного выше, чем в любом другом. Именно так представляется жизнь в Англии, если смотреть на нее издали. И только приехав сюда, обнаруживаешь, что так живут менее 10 процентов местных жителей и меньше половины процента эмигрантов. Катя Фримен входила в эти полпроцента. 

Дом оказался достаточно просторным - перепланировка была сделана именно с целью зрительно увеличить пространство. Классические дома в этом регионе выглядели довольно большими ровно до тех пор, пока ты не входил внутрь - дом сразу уменьшался в размерах. Неизменными оставались основы планировки: жилые комнаты и ванная с туалетом наверху, гостиная, столовая, кухня и небольшой туалет - на первом. Во многих домах эти три помещения были разделены стенами. В домах поменьше обходились без столовой и туалета внизу. 
Дома продаются и перепродаются, но немногие решаются на кардинальную перепланировку. Это Маша видела по объявлениям о продаже домов. Конечно, она не собиралась покупать дом, в ближайшее время это не входило в ее планы, но ведь можно же помечтать! И она иногда мечтала, представляя, что вот сейчас ей нужно купить дом: какой он будет, в каком районе, что будет внутри, нужен ли ремонт. Все те мысли, которые наверняка занимали когда-то Катю Фримен, если, конечно, она участвовала в покупке этого дома.
На первом этаже Катиного дома были и гостиная с угловым кожаным диваном и огромным телевизором и даже рояль в углу комнаты; и столовая, объединенная с кухней. Пол и стены первого этажа были отделаны белым пластиком, отчего первый этаж казался очень просторным. 

- Ну что, давай все покажу, расскажу. Значит так, первый этаж: гостиная, столовая, туалет, кухня, веранда с выходом в сад, две кладовки и выход в гараж. В одной подсобке вся хозяйственная утварь: тряпки, щетки, моющие средства, пылесосы. Вторая кладовая у нас прачечная - там стиралка, сушилка, все для глажки. Идем дальше. Второй этаж - четыре спальни, одна с ванной и туалетом и отдельно ванная и туалет. Так, тут выход на балкон. 
- Мне нужно будет убирать все комнаты или есть какие-то, куда мне не заходить?
- Вообще у нас есть приходящая уборщица, но у нее сейчас отпуск, а у меня гости. Так что ты как бы ее временно замещаешь, так что, да, на тебе весь дом. Гостей будет трое: муж с женой и их дочка. Они займут две спальни. Та, что с отдельной ванной - наша с мужем. В четвертой спальне сможешь переночевать ты. Я так понимаю, опыта в уборке домов у тебя нет?
- Нет. 
- Ну, это дело нехитрое, освоишь быстро. В кладовке есть все нужное, посмотри по этикеткам. Джулия держала разные средства для мебели, пластка, зеркал - ну, на этикетке прочтешь. Посмотри, если что-то нужно, докупим сегодня. Завтра времени не будет.
- В саду надо что-то делать?
- В саду?? А, нет. Сад - это прерогатива мужа, он в нем любит возиться. Так, ну давай осваивайся, я буду тут, на втором этаже, кричи, если что.


Маша спустилась на первый этаж. Она ощущала себя неловко и даже униженно. Конечно, среди ее латвийских друзей были состоятельные люди, были и те, кто жил в собственных домах на побережье, но никогда она себя не чувствовала такой потерянной, такой беспомощной, как в этом огромном английском доме. Прежде, в той, рижской, жизни, она заходила в такие дома как гость, иногда как подчиненная, привозя отчеты шефу на дом. Сейчас же она была прислугой, самым низшим звеном - уборщицей, которая даже не представляет себе, каким средством что нужно чистить. Все это так деморализовало Машу, что на ум пришла мысль о побеге - просто сбежать и все. И пусть дальше будет столовая и на два дня склад. Там хоть все в равных условиях, все в пыли, в грязи, среди коробок или немытой посуды. Но не в шикарном доме в роли уборщицы у богатой русской. До слез стало жалко себя и, чтобы не разреветься, Маша резким движением открыла дверь кладовки. Что ж, надо почаще себе напоминать, что любая работа, которая позволяет оплатить счета важнее гордости, самомнения и эмоций. Она будет месяц убирать этот дом и из того, что заработает сразу отложит деньги на аренду комнаты в следующем месяце, тогда можно будет вздохнуть свободнее. И, может, даже поплакать.


- Ну как, всего хватает? - Маша не слышала как Катя появилась на пороге кладовки. 
- В принципе, да. Только спрей для мебели уже заканчивается. 
- Ладно, купим. Пошли, перекусим что-то и набросаем список покупок, закупаться будем сегодня.

Перекус заключался в готовой лазанье, две порции которой Катя поставила разогреваться в микроволновку. Маша никогда не покупала готовую еду, не потому, что не доверяла, просто это выходило гораздо дороже, чем готовить самой. А, судя по упаковке, Катя купила самую дорогую.

- Ты из Прибалтики, верно? - спросила Катя, перекладывая лазанью на тарелки.
- Да, из Латвии.
- Говорят, что там совсем работы нет, это правда?
- Работа есть, только за нее или платят мизер, на который не прожить, или совсем не платят. Так что единственный выход - ехать туда, где платят и можно выжить.
- Да, знакомо. Я сама родом из Нижнего Новгорода. А в России - если ты не в Питере или Москве, на своих мечтах можно крест поставить.
- У меня в Риге одна мечта была - чтобы на зарплату прожить можно было.
- А я мечтала стюардессой быть, только куда уж там. Блата не было, денег на откат не было. В общем, печально все. Давай, бэк ту зе реалити. Это вот все готовое - это фигня. На завтра я хочу приготовить борщ, отбивную, пару салатов - думаю, оливье и мимозу. Ну и торт какой-нибудь испечь. 
- А может заказать торт? 
- Не, торты тут фиговые. Один сахар. Мама меня как-то учила маковый со сгущенкой делать. Вот его и сделаем.
- Катя, просто в качестве идеи, ваши родственники ведь из России? Ну они и там борщ с отбивными едят. Да и оливье их не удивишь. Может что-то из английской кухни приготовить?
- Хм... мысль интересная, только английская кухня - это что? Фишэндчипс, да вот готовая еда из супермаркета.
- Ну почему? Можно пастуший пирог сделать. Меня знакомая научила. 
- Это что такое? 
- Что-то вроде запеканки. Фарш и пюре, сливки и сыр. Потом можно купить тот же фишэндчипс - как диковинку пусть попробуют.
- Ну, вообще... идея хорошая. Так, диктуй, что для этого пирога нужно. И поедем затариваться.

Продолжение следует...
lisalenka lisalenka 01. Oct 2018, 08:26

Спасибо...еще и 8 частей... можно устраиваться по удобнее...

Ой, спасибо, и я уже заждалась! Прочитала залпом 😀
Сейчас, пытаясь угадать, как развернутся события - мне представляется, что Маши и Катя подружатся.
А вам?

Svetlanika Svetlanika 30. Sep 2018, 11:18 oksanaozh

Спасибо! 😀 На этот раз частей больше - аж целых 8 😀) Каждый вечер пл серии 😀