Психолог Диана Занде о трагедии в Вентспилсе: людям не хватает чуткости

Психолог Диана Занде о трагедии в Вентспилсе: людям не хватает чуткости

19. Jun 2013, 00:00 Мамин Клуб Мамин Клуб

Вчера всю Латвию всколыхнула шокирующая новость о молодой женщине, которая с детьми спрыгнула в Венту. Женщина выжила и была доставлена в больницу, дети погибли. Мнение общества на данный момент довольно однозначно – "Это распущенность и вина женщины", "Она могла не брать детей с собой", "Посоветовали бы закончить начатое". Беспощадные комментарии, трагические предложения...

В то же время мало говорится о том, что побудило женщину сделать подобный шаг. Да, упоминалось, что она посещала психолога, употребляла антидепрессанты, но это только видимая часть айсберга.

Преподаватель Маминого Клуба, психолог Диана Занде как раз сейчас пишет диссертацию о послеродовой депрессии молодых родителей. Мы поговорили с ней напрямую о причинах возникновения депрессии и узнали, как можно попробовать помочь в подобных случаях.

20130620134600-36799.jpg

"Думая о том, что произошло в Вентспилсе, вспоминается случай, который произошел в США 20 июня 2001 года, когда женщина убила своих детей, т.к. считала, что она плохая мать и верила, что из-за этого ее дети попадут в ад. Именно поэтому она пошла на такой шаг", - рассказывает психолог Диана Занде. - "И, верьте или нет, но суд оправдал женщину, поскольку она была признана психически неуравновешенной и сделать этот шаг ее заставила болезнь. Ей назначили лечение. Шокирующе или нет, но позднее, когда опросили соседей, выяснилось, что женщину ранее посещали подобные мысли, просто общество не хотело этого замечать, обратить внимание на то, что происходит. Это миф, что если люди говорят о самоубийстве, то они его не совершают".

И таких случаев немало. Какой бы не была мотивация, в принципе, это камень в наш, огород общества, так как людям, страдающим от депрессии, не хватает поддержки. И эта женщина, которая прыгнула в Венту, говорила о том, насколько безнадёжной ей казалась ситуация.

"Читая об этом случае, кажется, да, формально помощь и поддержка были оказаны, но ни один психолог не может сказать, что клиенту к нему нужно приходить – это решение каждого клиента в отдельности", - подчеркивает психолог. - "Поскольку в этой ситуации как бы всё сделано, но проконтролировать до конца человека невозможно, непонятно, что именно послужило импульсом для такого шага. Самоубийство - это импульс, короткое замыкание, которое оканчивается неадекватным поступком".

Женщина, которая выжила – счастье или наказание?

Случай в Вентспилсе показал, насколько слабым может быть человек, насколько человек, находящийся в глубокой депрессии, не может себя контролировать. Теперь, когда двух деток нет, трагично то, что ситуацию нельзя изменить.

С этим согласна и психолог Диана Занде, которая в своей докторской диссертации, изучая послеродовую депрессию мам маленьких детей, пишет, что проявления депрессии зависят от глубины заболевания: "Может наступить момент, когда человек просто не понимает, что делает; возможно, сходит с ума и пропадает контакт с реальностью. И именно в такие моменты, когда контакт пропал, может помочь незамедлительное вмешательство, но не взбадривание. Для некоторых уход из жизни кажется единственным выходом".

Комментарии в интернете беспощадны – они насквозь осуждают женщину. Однако психологи призывают стараться не осуждать женщину, поскольку на самом деле это мать, которая оказалась в кризисной ситуации, а депрессия - это болезнь, которая заставила прийти к такому решению.

Поддержка, помощь – слова, которые в таких ситуациях мы упомянаем многократно, но они не всегда доходят до адресата. Даже тогда, если формально оказана помощь, выписаны медикаменты и обеспечен уход, больной депрессией это может не воспринять как помощь и поддержку, поскольку есть люди, которым сложно принять помощь. Возможно, человек когда-то искал помощи, но его отвергли.

В нашем обществе царит довольно отвергающее отношение к психологам и психиатрам, искать помощи где-то у нас не в моде, т.к. в обществе бытует мнение, что каждый сам должен справляться со своими проблемами.

Начнём с себя!

"Хочется спросить – виноваты ли люди, которые попадают в больницу с психосоматическими заболеваниями, к которым привёл стресс, перегрузка на работе?", - задает риторический вопрос психолог.

Скорее всего – нет. Мы не рассматриваем это в таких категориях, не оцениваем, как ежедневно наносим себе вред, разрушая своё здоровье, в результате попадая в больницу, чувствуем себя пострадавшими, а не ответчиками за содеянное, за последствие накопившихся проблем. И так продолжается долго, пока мы не убиваем себя или ещё кого-то. К сожалению.

Чем бы не закончилась эта история для женщины, если говорим о возможном уголовном деле, то важно продолжать оказывать поддержку, чтобы женщина могла жить дальше. И так с каждым случаем депрессии. Легче осудить. Легче искать виновных. Легче сделать вид, что не в курсе и быть безразличным.

Психолог Диана Занде в такие моменты призывает думать глобальнее: "Когда происходит какое-то трагическое происшествие, мы создаем шум, волнуемся, ищем виновных, но такие события помогают понять и заставляют задуматься, как я сам отношусь к своему благополучию, как я помогаю соседке, своему другу. Важно, чтобы человек получал поддержку не только в обеденный перерыв и формально у психолога, но чтобы человека выслушали".

Слушанье, прямой контакт с человеком - это то, чего нам не хватает в стремительном ритме жизни, учитывая, что эмоциональные трудности столь же значительны, как материальные или физические.

Самоубийство - выход из депрессии?

Как признают эксперты, самоубийство и мысли о нем - распространенный симптом у больных депрессией. Человек не может увидеть смысла жизни и других решений. Он видит только одно. 

Как заметить, что у той или иной женщины потенциально высокий риск к возникновению депрессии?

У депрессии много различных проявлений, в том числе и причин, которые могут их спровоцировать.

В мире примерно 15% женщин сталкиваются с послеродовой депрессией в лёгкой или тяжёлой стадии. Она может сохраняться длительное время. В Латвии таких статистических данных нет, но первые результаты в диссертации Д.Занде показывают, что симптомы депрессии указывают почти 20% опрошенных мамочек и немного меньше - 10% - пап.

Причины депрессии могут быть:

- Биологические или врождённые. Врождённая тенденция или биологическая уязвлённость заболеть депрессией.

- Социальные условия. Решая проблемы только для выживания. Постоянный стресс, слабые партнёрские отношения, сложная материальная ситуация, безработица.

- Слабая социальная поддержка. Это выраженная причина для послеродовой депрессии и депрессии как таковой. Одно дело как преподносилась поддержка, но другое, как человек её принял. Часто окружающие говорят – мы же помогали! Но, если углубиться, какую поддержку ждёт человек, воспринимает ли он нашу, так называемую, поддержку, что ему нужно на самом деле?

- Психические заболевания в семье. Если в семье были прецеденты, то это способствует развитию депрессии.

- Уже были эпизоды депрессии.

- Волнительные происшествия, изменения в жизни, например, развод, смерть близких, потеря работы.

- Бессонница.

- Ребёнок с тяжёлым характером может повлиять на настроение мамы.

Это только некоторые из возможных причин и рисков – они могут комбинироваться и быть отдельными влияющими факторами.

Каковы признаки депрессии?

У депрессии, как у любой другой болезни, есть свои признаки. В основе всего - удручённость, потеря радости, потеря энергии и бессилие, как эмоциональное, так и физическое.

"У меня сегодня депрессия!" - бывает кто-то говорит в конкретный день, когда плохое настроение. Но депрессия не болезнь на один день. Несколько симптомов должны продолжаться до нескольких недель, чтобы поставить такой диагноз. Возможно, из-за этих модных высказываний на настоящие признаки депрессии не обращают внимания.

К диагностирующим критериям относятся эти признаки:

- Смена настроения

- Чувствительность

- Злость

- Ощущение беспомощности

- Ощущение безнадёжности

- Отвращение к себе

- Ощущение пустоты

- Плаксивость и невозможность поплакать

- Ощущение вины

- Ощущение стыда

- Высокая тревожность и страх

- Желание бежать

- Невозможность ясно думать, принимать решения

- Ослабленные способности к концентрации

- Меняются вкусовые ощущения и другие органы чувств

- Попытки скрыть депрессию

- Избегание социальных контактов

- Невнимательность к себе, неспособность за собой ухаживать

- Неспособность справиться с ежедневными обязанностями

- Потеря сексуальности

- Потеря аппетита или усиленный аппетит

- Страх смерти

- Мысли о самоубийстве

К триаде депрессии можно причислить негативные мысли о себе, о мире и о будущем, что влияет на все остальные сферы жизни. "Неважно, сколько симптомов у человека, если меняется качество жизни, будни становятся труднее, то, возможно, что речь как раз о признаках депрессии и нужно искать помощь и поддержку".

Кому-то это может показаться мелочью жизни. Возможно. Но это в редких случаях.

Проводя грань с сердечными заболеваниями – чем раньше найти помощь, тем больше вероятность, что болезнь не вернётся, если не обращать внимание на симптомы, то всё только ухудшится.

Депрессия - это не распущенность, с ней редко может кто-то справиться своими силами. Психолог Диана Занде подчёркивает: "Поиск помощи и поддержки - это признание своей силы. Важно слушать себя не только тогда, когда болит нога или живот, но и тогда, когда тяжело на сердце, когда оно ноет и ты испытываешь непонятный груз эмоций".

"Но ведь родители несут ответственность за своих детей!"

Сейчас женщина, спрыгнувшей в Венту вместе с детьми, которые в результате этого погибли, арестована. Так предусматривает закон. Но тогда нужно задать вопрос - где же человечность?

Психолог Диана Занде считает, что важно обратить внимание на то, что родители не только опекают детей, но они еще и люди со своими эмоциями, проблемами и ежедневными заботами, которые выливаются в депрессию и могут в подобных случаях привести к таким же последствиям, как случившаяся трагедия в Вентспилсе.

В случаях тяжёлой депрессии самоубийство может считаться решением проблемы, и тогда кажется - детям не придётся страдать.

Конечно, у нас нет права судить конкретный случай, т.к. нужно дождаться результатов экспертизы, но в состоянии аффекта разум не контролируем и невозможно действовать в соответствии с ситуацией.

Как сообщает информационное агентство LETA, Государственная полиция назначит судебно-психиатрическую экспертизу женщине, бросившейся в ночь на 19 июня в Венту с двумя малолетними детьми. Женщина, первоначально помещенная в больницу в Вентспилсе, вчера была перевезена в психоневрологическую больницу в Лиепае. По данным полиции, сейчас она находится в изоляторе временного содержания.

Полиция начала уголовный процесс по ч. 2 ст. 188 Уголовного закона об убийстве двух или более лиц. Самым суровым наказанием за такое преступление является пожизненное заключение, однако для лиц с психическими нарушениями, признанных невменяемыми, предусмотрено принудительное лечение.

Не оправдывая ни одну из сторон, призываем быть более чуткими к окружающим, поддерживать и помогать друг другу, поскольку только вовремя заметив человека, страдающего депрессией, мы можем предотвратить подобные трагические события. Давайте начнём думать уже сейчас о том, в какой семье растут дети и насколько благоприятна среда вокруг нас.

Кристине Дамшкалне, Māmiņu Klubs

20. Jun 2013, 22:38 ilusik

Понять и принять и мне трудно......СУБЪЕКТИВНО размышля,нашла бы возможность при лбюых обстоятельствах УЙТИ за детками.....

20. Jun 2013, 22:38

Да что бы у неё не творилось внутри ,она не имела права отнимать жизнь у детей.Она должна была бороться за своих детей.Это самый лёгкий способ разом всё прекратить.

ilusik ilusik 20. Jun 2013, 22:28

К сожалению или к радости, но Бог уже наказал (осудил) эту женщину, оставив её в живых... ей теперь жить с этим...а это, судя по всему очень не легко её дастся...

Лично мне жалко детей, но её (женщину) я не могу осуждать...
Мы просто не знаем всей ситуации, и тем более что творилось у человека внутри.

Осудить всегда успеется, а вот понять и тем более принять такое далеко не каждый может...

20. Jun 2013, 22:12

отсутствующий с такой силой в связи с возрастом и отсутствием жизненного опыта ...У ДЕТЕЙ

20. Jun 2013, 22:11 smilie

Уже осудила!.....А то что кричала она,звала на помощь,так это,в отличии от ДЕТЕЙ-ее ВЗРОСЛЫЙ,сформированный,НЕОСОЗНАННЫЫЙ ИНСТИНКТ к выживанию,сформированный к 28 годам РЕФЛЕКС,.....отсутствующий с такой силой в связи с возрастом и отсутствием жизненного опыта ...

20. Jun 2013, 22:03 mushka

🌷

20. Jun 2013, 22:01

Horoshaja stat'ja, Diana Zande horoshij psiholog i sama mat' po-moemu 5-yh detej, i ja rada, chto kto-to prokomenntiroval situaciju s tochki zrenija specialista, a ne s tochki zrenija gosudarstvennyh chinovnikov i social'noj pomoschi, kotorye konechno zhe "vsem pomogli i obespechili" e'tu zhenschinu.

20. Jun 2013, 21:58

Перед Судом Божьим,эта Мать...оправданна.На то была его Воля...Перед Людьми-виновна.....Психологи,лишь "прокладкаОлвейс" к нашему восполенному восприятию "ТАМ и ТУТ"...

20. Jun 2013, 21:44 tanjuxa22

Вот я тоже в шоке от этой статьи. Не зря говорят что психологам часто самим нужна помощь другого психолога, иначе можно потерять почву под ногами.

20. Jun 2013, 21:42

Я вот не понимаю как можно такую мать вообще оправдывать?Депрессия не депрессия! да какая теперь разница? Если она убила своих детей!Ты родила, у тебя детки, которые зависят от тебя.Да иди хоть землю ешь, но детей прокорми! Ей просто стало жалко себя. А надо было думать не о себе а о детях, и идти бороться за них до конца! Не можешь, так будь честной признайся себе в этом и сдай в дет дом! Ну не убивать же их! Сама виновата раз жизнь такая, а дети тут при чем? рожала когда чем думала? замуж выходила?? Если женщина, выходит замуж и рожает ребенка, надо понимать что за них теперь в ответе ты в первую очередь!! и нефиг уповать на мужиков, ой какой негодяй бросил как же я теперь, мужчины все такие, им щелкнет что в голове и можешь остаться одна. Женщина должна быть умнее, и понимать это. И в конце концов как же материнский инстинкт?Видимо у нее его вообще не было , а детей и не любила. Были как обуза для нее.Кошмар просто....Пусть земля этим Ангелам будет пухом! А эта женщина просто не людь, раз такое смогла сделать.

20. Jun 2013, 21:33

Не надо не жалеть, не осуждать. Надо жить дальше и смотреть, как мы лично можем помочь тем, кто рядом с нам. И труднее даже не помочь, а увидеть, что помощь нужна. Потому что говорить могут и любят многие, а увидеть проблему и предлодить помощь - редкие.

20. Jun 2013, 21:31

Я читаю это статью и я в ужасе.Это значит что все вокруг виноваты,а она просто больная женщина,которую надо пожалеть.Вы меня извините но такого бреда я давно не читала.Так давайте все вместе пожалеем педофилов их тоже в детстве обижали,и общество их не принимает.

20. Jun 2013, 21:29

я имела ввиду быть терпимее и милосерднее к близким и окружению, а не к мамочке...но и судить ее не берусь...Бог ей судья

20. Jun 2013, 21:14

Сожалею, но я, как мать, просто не могу быть милосердной...Ведь легче всего принять решение убить своих детей. Вдумайтесь в эту фразу - УБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ. Просто УБИТЬ ДЕТЕЙ. А как было им в этой воде...вы тонули когда-нибудь? Я нет и страшно представить, как это.... Ну пустяк, можно родить ещё...Без комментариев.

20. Jun 2013, 20:59 OksanaA

согласна

20. Jun 2013, 20:44

Уже со вчера останавливала себя написать, потому что не люблю такие пост фактум обсуждения. Но... И вчера, и сегодня с этой статьей психолога идея одна - просто смотрите, что у вас происходят рядом, вокруг. Ребенок бежит через дорогу - не ищите, где мать - просто остановите. Дети деруться - подойди и останови, видишь пусть даже пьяницу на газоне - подойди, спроси, дети под окном - так выйди узнай. А если не делаешь такого, то и смысла нет беседы вести. Каждый в ответе за себя и за свои поступки. Детей и женщину жаль безумно, но поверьте, вокруг еще тысячи таких мам и детей, которые живы и нуждаются в помощи. Поэтому, перед тем как обсжудать и осуждать, просто подумайте, а вы сделали все для своего ближнего. А иначе, это просто бессмысленные разговоры...

20. Jun 2013, 20:34

не суди и не судим будешь...я конечно не верю,что есть такая причина, которая бы оправдала мать в такой ситуации, но с отношением нашего общества и государства к человеку не удивительно, что у людей крышу сносит...на счет наказания, думаю,когда она поймет ,ЧТО натворила, то это и будет ей наказанием...
без наказания ,тоже не оставят...не тот случай.
Будем терпимее и милосерднее друг к другу...

mama2detok mama2detok 20. Jun 2013, 20:00 oleyna

Kto ostanovit nocju matj s 2-mja detjmi? Ne dumaju,cto kogo-to eto nastoljko vzvolnujet...,k sozaleniju. Kak-to nocju ja nocevala v gostjah v Sloke,pod oknami bar, v 4 utra (!) vozle bara na lavocke odinoko sideli 3 detej (3-7 let),ocevidno,cto zdali veseljashihsja roditelej ☹

do4inmamik do4inmamik 20. Jun 2013, 19:54

U moej znakomoj odin raz bila situacija , ona xotela otdatj rebenka no ne smogla tak kak bilo tjazelo i u nejo prosko4ila mislj vmeste s maliwom prekratitj muki NO bozenjka rewil predpodnesti im podarok v vide zabotlivogo PAPI 😀 I sej4as ona o4enj zaleet o tom 4to kogda-to mogla sdelatj ☹

do4inmamik do4inmamik 20. Jun 2013, 19:52

PO mne tak bez raznici uze 4to i kak , tak kak detok uze ne vernutj ☹😥😥😥😥😥

1 2 3