Практическое облегчение и эмоциональное удовлетворение – возможности эффективного лечения сосудистых образований

Практическое облегчение и эмоциональное удовлетворение – возможности эффективного лечения сосудистых образований

19. Apr 2016, 00:00 Мамин Клуб Мамин Клуб

В марте 2016 года методист-руководитель Дерматологической клиники Veselības centrs 4 дерматовенеролог Линда Каптейне приняла участие в учебном курсе Европейской академии дерматологии и венерологии (European Academy of Dermatology and Venereology, EADV) «Диагностика и лечение васкулярных мальформаций». Как отметила д-р Каптейне, вплоть до 5 % населения земного шара поставлен диагноз – васкулярная мальформация или гемангиома, поэтому особенно значим тот факт, что в наши дни эти диагнозы поддаются эффективному лечению, а также есть возможность утранения косметических дефектов.

Сосудистые образования делятся на две части – во-первых, это могут быть васкулярные мальформации, которые клинически проявляются сразу после рождения: чаще всего это красная точка, которую нередко называют «знаком огня» или «винным пятном». Васкулярные мальформации растут вместе с человеком и в течение жизни не исчезают. Во-вторых, опухоль кровеносных сосудов, или гемангиома, обычно появляется в первые недели жизни и может быть разного размера, к тому же со временем она может продолжать развиваться. Врожденные гемангиомы могут располагаться на любой части тела, и, что важно, даже в различных внутренних органах.

Очень важным аспектом в лечении сосудистых образований доктор считает необходимость проведения исследования кожи – биопсии, чтобы убедиться в конкретном диагнозе. Кроме того, большое значение имеет визуальная диагностика – ультрасонография, магнитный резонанс, так как врач должен проверить: сосудистое образование всего лишь поверхностное или затрагивает внутренние органы и кости. Чем раньше поставлен точный диагноз и составлен план лечения, тем эффективнее решается проблема!

Д-р Каптейне рассказывает, что за время учебы она лишний раз убедилась в преимуществах комбинированного лечения, то есть мультидисциплинарного подхода, так как пациентам с заметными сосудистыми образованиями нужна и консультация психолога – особенно в тех случаях, когда для них самих не приемлемы такие «опознавательные знаки». Важно, чтобы дерматолог на консультации рассказал пациенту о возможности сделать дефект кожи менее заметным – например, с помощью косметики. На учебе дерматологам напомнили: вовлечение косметолога в лечение пациента может послужить значительной поддержкой и стать эффективным решением, чтобы уменьшить проблему с психологической точки зрения. Была представлена также новая классификация васкулярных мальформаций, представляющая собой единую систему и обеспечивающая важный инструмент для повседневной работы дерматологов.

Д-р Каптейне акцентирует те выводы, что закрепились как в результате опыта работы, так и во время учебы в Мальмё, а именно, о важности межотраслевого сотрудничества специалистов, так как пациентам после определенных заболеваний по необходимости приходится консультироваться не только с дерматологом, флебологом, радиологом и гистологом, но и с психологом и косметологом. Сосудистые образования можно лечить различными методами, в т.ч. склеротерапией, медикаментами, лазером или комбинировать эти методы – в зависимости от диагноза.

Д-р Каптейне отмечает, что людям, у кого имеют место такого рода проблемы с сосудами, нужно правильно ухаживать за кожей, защищать ее, подбирать соответствующие косметические средства. Если кожа изменена сама по себе, покрыта сосудистыми образованиями, то и ее защитная способность ослаблена. Поэтому круглый год желательно пользоваться солнцезащитными кремами, а летом максимально защищать кожу – выбирать кремы с защитным фактором SPF 50. От УФ-излучения особенно надо беречь кожу после лазерных процедур – на это способен только качественный защитный крем. К тому же это не означает, что, если густо намазаться защитными кремами, можно пробыть на солнце целый день и не ощутить никаких отрицательных последствий.

Так как поверхности земли достигают и UVA-, и UVB-лучи, важно, чтобы солнцезащитные кремы защищали и от одних, и от других, как установлено методическими указаниями Еврокомиссии по солнцезащитным кремам. Однако, по наблюдениям латвийских дерматологов, многие изготовители косметики не указывают на упаковке полноценной информации о солнцезащитном факторе. Поэтому дерматологи Латвии призывают обращать внимание на упаковку солнцезащитного крема – чтобы конкретно, в цифрах, была указана защита не только от UVB-, но и от UVA-лучей. Эти цифры (3- 50+) соответствуют SPF-индексу – солнцезащитному фактору, который в основном отвечает за защиту от UVB-излучения и способность задерживать возникновение солнечного ожога на поверхности кожи. А вот о защите от UVA-лучей, вызывающих преждевременное старение кожи и влияющих на иммунную систему человека на клеточном уровне, приводя к раку кожи, обычно указано не бывает, так как с технологической точки зрения их труднее заблокировать. На упаковке не должно быть надписей «100% защита», «total block», «total protection», «защита на весь день», «water proof», «sweat proof».

«В этом отношении компоненты солнцезащитных средств проверены и их эффективности доказана у продукции Bioderma. Она основана на реально научном подходе к разработке солнцезащитных кремов, широких возможностях выбора – создана для различных зон тела и для разных целей, защищает от солнечных ожогов, что дополнительно устраняет реакции непереносимости солнца. Для максимальной защиты тем, у кого имеются сосудистые образования, очень полезны средства Photoderm MAX, в том числе – минеральная компактная пудра и новинка – тонированный аквафлюид для защиты от солнца, которые дополнительно "маскируют" недостатки кожи», – поясняет д-р Л. Каптейне.

Доктор с признательностью оценивает то, что в Латвии доступны современные возможности лазерных технологий для эффективного лечения многих сосудистых образований. Особенное значение имеет импульсный лазер на жидком красителе Vbeam™ Perfecta, который дает очень хорошие результаты, например, для врожденных гемангиом, различной интенсивности «винных пятен», разного рода сосудистых мальформаций – телеангиоэктазий, сосудистых сеток, рассеянного покраснения на коже, розацеа, поверхностных сосудов лица и ног, а также синеватых вен диаметром до 3 мм.

Впрочем, пациенту придется считаться с тем, что после применения лазера на коже могут остаться рубцы, и их образование может продолжаться целых 10-12 лет, а в зависимости от размера может понадобиться и пластическая хирургия.

Д-р Каптейне добавляет, что сосудистая ткань склонна к восстановлению, поэтому, возможно, лазерные процедуры при мальформациях или гемангиомах придется повторять раз в год или два-три года. Доктор успокаивает: для обезболивания лазерных процедур пациентам предлагают смесь Entonox с веселящим газом. Ее применение безопасно, под контролем медика ее передозировать невозможно – обычно пациент вдыхает веселящий газ, сам держа при этом маску для дыхания. В такой концентрации веселящий газ обеспечивает седативное, успокаивающее действие. А совсем маленьким детям лазерную процедуру можно сделать под общим наркозом.

Линда Каптейне подводит итог: учеба в Мальмё была очень полезна, потому что представилась возможность не только ознакомиться с новыми методическими указаниями и новой классификацией васкулярных мальформаций, но и обменяться опытом с коллегами из Восточной Европы, Узбекистана и даже Таиланда.

Д-р Каптейне вселяет бодрость: новейшие технологии творят чудеса, давая пациентам и практическое облегчение, и эмоциональное удовлетворение. Важно помнить: чем скорее приступить к лечению, тем лучших результатов можно достичь!