Походные заметки: пещера Гутманя и тропа в пейзажном парке Карлямуйжи

24. Mar 2020, 10:12 Ярослава Ярослава

Решили мы семьей оздоровиться – подышать свежим воздухом, походить пешком и как раз вспомнилось мне, что именно природные тропы парка Гауи до сих пор оставались вне нашего внимания. В Сигулду, Цесис, Валмиеру мы уже ездили, а на природе в тех краях практически не бывали.

И вот в эти холодные выходные наконец-то появилось солнышко, и мы решили-таки проветриться. Далеко ехать не хотелось, поэтому выбрали два пункта: пещера Гутманя и тропа в пейзажном парке Карлямуйжи.

Пещера Гутманя находится в Сигулде, ехать примерно час. Вообще парковка в сезон платная, а сейчас плата не взымается. Припарковавшись, мы прошлись подземным переходом на противоположную сторону дороги и попали в мини-парк с красивыми пешеходными дорожками, ручейком и небольшим озерцом. Кстати, пещера доступна для посещения людьми с ограниченными возможностями.

Хоть больше пещера напоминает грот или нишу в скале – все равно необычно и красиво. Порода из которой состоит пещера – песчаник, желтовато-красного цвета, очень хрупкая, на ней можно оставлять надписи прямо пальцами. И этих надписей здесь очень много – самые старые датируются XVII веком.

Как оказывается, пещера Гутманя – самая широкая и высокая в Латвии и во всей Балтии. Она начала формироваться в послеледниковый период примерно 10 000 лет назад. Длина пещеры 18,8 метров, ширина – 12 метров, максимальная высота потолка – 10 метров.

С пещерой связано несколько легенд: согласно преданию, в древние времена в пещере жил один хороший человек, который лечил людей родниковой водой. Название пещеры происходит от немецкого словосочетания «gut Mann», что в переводе означает «хороший человек».

Другая древняя легенда повествует о трогательной и трагической любви.

В Турайдском замке жила девушка Майя - необычайной красоты, за которую девушку прозвали Турайдская Роза. Она была помолвлена с Виктором Хейлом, который жил в Сигулдском замке – в трёх километрах от Турайды, но по другую сторону реки Гауя.

Каждый вечер влюблённые встречались на полпути между дворцами - у пещеры Гутманя. Однажды, некий богач захотел овладеть Майей. Когда девушку уговорить не удалось в ход пошел обман. Злопыхатель заманил Майю в пещеру Гутманя. Девушка поняла, что попала в западню слишком поздно и ей ничего не оставалось как предложить выкуп за себя: Майя дала негодяю свой красный платок, который был повязан вокруг шеи. Она пояснила, что платок заговорён, и что никто не может ранить того, кто носит его. Девушка предложила испытать его силу, опять повязав платок на шею и предложив ударить её мечом. Злоумышленник решил, что платок и впрямь заколдован и ударил Майю по шее, тем самым убив её на месте.

Когда он понял, что натворил, бросился в лес и повесился там. Возлюбленного Майи тоже ждало много ужасов: сначала он нашел любимую, потом его еще и обвинили в ее убийстве…

В общем как часто это бывает в легендах и рассказах прошлого – все умерли. На данный момент никаких документальных сведений о том правда ли это или вымысел не сохранилось, поэтому пока легенда остается лишь легендой.

Около пещеры мы провели минут 20 от силы и поехали ко второму пункту нашей  экскурсии выходного дня – к тропе в пейзажном парке Карлямуйжи, которая находится в 15 минутах езды от пещеры Гутманя.

Сразу скажу, что хоть на сайте написано, что начало тропы находится около отеля «Kārļamuiža» лучше припарковаться на стоянке сразу же за бетонным мостом и идти по указателям по тропе. Так можно сэкономить много времени и сил, а сейчас в лесу такое болото под ногами, что вообще идти тяжко.

Но мы этого не знали и поехали к гостинице «Kārļamuiža», около которой располагается бесплатная стоянка. В самой гостинице доступны информационные материалы и находится туалет. Длина тропы в пейзажном парке Карлямуйжи составляет 3 км. Половина пути – это хождение по грязюке через лес к основной части тропы.

Сначала мы шли по более-менее нормальной лесной дороге,

а потом по указателю нам надо было свернуть вот сюда.

Нам этого  не хотелось, и мы продолжили свой путь по дороге, но скоро стало ясно, что все-таки придется идти по болоту.

Стойко миновав препятствие – мы дошли до деревянной лестницы. Вид, конечно, открывается изумительный.

Присев в беседке перекусили и отдохнули.

Дочка немного устала и начала постанывать. Но тут нас спасла основная достопримечательность тропы – одно из крупных песчаниковых обнажений в Латвии – обрыв Айнаву.

Выглядит он потрясающе. Открывшиеся пласты песка действительно разноцветные. Русло реки делает резкий поворот, и вода бурлит, … бурлит…

В конце тропы в пейзажном парке Карлямуйжи прогулку возможно продолжить, отправившись дальше по тропе Аматас. Длина тропы Аматас составляет 18 км – так об этом написано на сайте парка Гауи. Но у нас сложилось впечатление, что мы где-то посередине находимся – так как указатели указывали в разные стороны.

Карта нам тоже не особо помогала – совсем непонятная. Теоретически мы должны были совершить круг и сейчас находились в точке поворота обратно к гостинице. Мы решили немного пройтись в противоположную сторону, так как по карте там должно было быть озеро. И не прогадали.

Мы наткнулись на маленькую гидроэлектростанцию. А поднявшись по лестнице обнаружили озеро.

Вернувшись обратно через обрыв Айнаву, мы пошли вдоль реки по указателям. Идти пришлось над обрывом, в некоторых местах тропа обвалилась и приходилось обходить, деревянные помосты тоже уже совсем обветшали – так что этот маршрут явно не для маленьких деток. Я Алису все время держала за руку, а это не очень удобно так как тропа рассчитана на одного человека.

Вот мы и вышли к месту парковки около бетонного моста, о котором я писала ранее,

а теперь нас ждала дорога только вверх через лес к отелю.

На все мы потратили больше двух часов. По пути Алиса нашла палку похожую на хвост стегозавра (пока не поотламывались палочки поменьше) – это нас спасло – дочка сейчас увлекается динозаврами. И к машине мы шли спокойно под рассказы о динозаврах.

Итог: пещера Гутманя – можно посетить в рамках посещения других достопримечательностей Сигулды или по пути другого экскурсионного маршрута. Ехать целенаправленно, думаю, не стоит.

Тропа в пейзажном парке Карлямуйжи – виды красивые, но сама тропа в запустении, местами опасна, надеюсь временно.

Затраты:

бесплатно, нууу, только за бензин)))

Ярослава Ярослава 26. Mar 2020, 11:09

О класс, а мы никого не встречаем - Алиса так громко восхищается красотами природы, что лестные жители пока не горят желанием показываться)))

Veronika Veronika 25. Mar 2020, 22:30

Очень красивое место! Не знала о нем !
А мы по лесу гуляем ) Очень красивые леса в Латвии. Встретили оленей семейство и косуль .

Ярослава Ярослава 25. Mar 2020, 19:46

Нет, к сожалению, живности вообще никакой пока ещё не видно.

ekaterina.kalichava ekaterina.kalichava 25. Mar 2020, 19:35

А лягушки уже плавают в ручейке в этой пещере? Мы гуляли там, когда наши девчонки были совсем мелкие, и больше всего они впечатлились лягушками 😉