С кнутом на минном поле: на связи

С кнутом на минном поле: на связи

23. Mar 2020, 00:49 BINOTELIFE BINOTELIFE

Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Директивы по удаленному обучению во время чрезвычайной ситуации, опубликованные 19 марта (четверг), я читала со смешанными чувствами и мантрой «это все делалось в условиях дефицита времени». 

С одной стороны, у министерства было всего несколько дней на их подготовку, сотни школ с очень разным уровнем подготовки к ведению удаленного процесса обучения и тысячи родителей с разным уровнем ожиданий, требований, претензий. С другой стороны – целое министерство и эксперты проекта Skola2030, того, что готовит в скором будущем реформу о переходе на компетентный подход к образованию.

И ситуация в стране в целом, тревога разного уровня за здоровье своих близких, и переход на новую форму обучения – это стресс и беспокойство. Но это еще и возможность для каждого из родителей показать министерству образования, что образование наших детей нам не безразлично. Сделать наши страхи за будущее ресурсными – то есть такими, которые принесут пользу. Какую – зависит от нас.   

Я уже успела обсудить «надвигающийся ужас и первые задания» с «обалдевшими» и/или «ушедшими в несознанку» родителями. Повторюсь и здесь.

То, что происходит сейчас – это эксперимент. Не надо от него ожидать ни чуда, ни беды. Важно не стать объектом эксперимента во всем этом. И тем более не стать жертвой.

Учителям сложно. Им нужно соответствовать директивам (хотя бы минимально), обеспечивать учебный процесс (хотя бы формально), отчитываться руководству, коммуницировать с детьми, родителями и между собой. Некоторым надо освоить те ИТ инструменты, которые раньше они не использовали, держаться на плаву перед прогрессивной частью учителей, которые лихо демонстрируют свои навыки и способности делать по-настоящему качественный контент удаленного обучения (таких единицы, но есть). И они тоже в стрессе от ситуации как таковой, от цифр жертв вируса, от гречки, которая пропала, от того, что у них тоже дети-дошкольники и школьники, и родители пенсионеры. И еще эти два фронта родителей – одни ожидают фантастику удаленного обучения, вторые сетуют на сложность процесса. И в сутках 24 часа.

Из конкретного, что может сделать родитель сейчас в этой ситуации участвуя в эксперименте - это набирать опыт, собирать свои замечания, пожелания и коммуницировать со школьной администрацией и/или министерством образования.

Почему это важно? На следующей неделе, со слов министра, будут разработаны опросники, чтобы понять, как идет процесс удаленного обуечения. Я оставлю за скобками то, что первые недели любая обратная связь малоинформативна, ну кроме той, что «все плохо и ничего не работает». Кто-то с синдромом отличника (и родители, и учителя), будут стараться со всех сил, как результат - прекрасные отзывы про эксперимент (и выгоревшие отличники уже через месяц). Кто-то будет жаловаться, что все сложно и непонятно (и это нормально первые недели), а кто-то накалять страсти, что все примитивно и дайте нам готовое удаленное образование. Я буду ныть про экзамены.

Теперь я хочу еще раз напомнить про новую школьную реформу и переход на компетентный подход к образованию – я почти уверена, что когда она спустится к нам, ощущения будут примерно такие же, как сейчас. Тревога, непонимание, недоумение, невыполненные ожидания. Поэтому очень важно сейчас показать, что родители и есть «клиенты услуги образования» (любимое клише родителей с высокими ожиданиями в социальных сетях). И начать с этого эксперимента и с простой, элементарной обратной связи учителям, школьной администрации и министерству. А не с рекомендаций, что и как делать (повторяю это в том числе и себе).

О чем может быть ваша обратная связь?

Я упоминала, что в науке про работу систем есть эффект кнута. Там же есть и механизм, который называется обратная связь. Его задача - это наладить и откорректировать работу системы согласно текущей ситуации.

Каждый день вместо привычного «ты сделал уроки?», спросить своего ученика, что было сложно, а что еще было сложно, а что было непонятно – три пункта.

Спросите своего ученика, что было интересно, что было очень интересно, что хотелось бы повторить. Это еще три пункта. Добавить один свой, передать учителю или администрации. С опросником или без.   

  • Объем заданий большой/маленький – нужное подчеркнуть. Сколько времени понадобилось вашему школьнику просмотреть все ролики на YouTube или другой платформе и выполнить задания.
  • Формулировка задания ясна/неясна вашему школьнику. Не вам, а именно школьнику. Сюда же про языки – могут ли дети младших классов понять задания на латышском, английском.
  • Организация учебного процесса – дети понимают, что им надо сдать и когда. Сами. Понимают график и расписание уроков, способны понять, что и когда им надо сдать.
  • Доступность учителей для дополнительных консультаций (есть или нет график и вид связи для консультации).
  • Объем родительской вовлеченности – вы заметили или не заметили, что ваш школьник учится удаленно? У него больше вопросов? Он просит разъяснений материала? Перевод заданий?
  • Психоэмоциональное состояние ребенка, включая его реакцию на то, что нет учителя, новая среда обучения, непривычные способы обучения (тексты вместо уроков), тревога за оценки (есть и такие дети)
  • Технические проблемы (нехватка компьютеров, скорость интернета, доступность интернета, стабильность работы платформ, если таковые используются).

И важно, чтобы в обратной связи было и что-то хорошее. Во-первых, чтобы знать, что именно идет хорошо. А еще, чтобы не стать с учителями по разные стороны баррикад, а создать одну общую команду, насколько это возможно, накануне очередной школьной реформы. Пандемия закончится, а жизнь продолжается. Наш опыт, наши навыки, наши выводы – это то, с чем мы пойдем в следующий класс школьной жизни.  

Очень коротко про директивы

По сути, директивы для работы в условиях ЧС составляют треть документа, и даже это я читала и перечитывала, потому что не всегда могла понять смысл, а иногда упиралась в очевидные противоречия (например, использовать меньше ресурсы с подключением к интернету, и тут же использовать youtube).

Вкратце для первого тире шестого класса рекомендуется давать задания с ссылками на материал, оговаривать время срок сдачи заданий, желательно на недельной основе и применять так называемоt формативное оценивание (без оценок). Если у школьника нет доступа к средствам удаленного обучения, то по телефону договариваться с ним или с родителями.  Усвоение материала должно проходить самостоятельно ребенком или с помощью родителей. Для седьмого -тире-двенадцатого все то все тоже самое плюс предлагаются проектные работы. Усвоение материала самостоятельно. Формативное оценивание, но за проектные работы можно ставить оценки, если ясны критерии оценивания.

Правлению школы предлагается следующее: установить приоритет в учебной программе и уменьшить объем материала до 50% в младших классах и не менее, чем на 10% в старших. Далее, использовать одну платформу на школу и отдельным пунктом использовать одни инструменты на уровне школы. Одно от другого, как я поняла, отличается тем, что платформа это для коммуникации и расписаний с графиком, а «инструменты» - это уже для самого процесса обучения (например, uzdevumi.lv). Рекомендуется планировать школьный день и неделю из перспективы школьника, то есть свободный график, меньше онлайн конференций или без них, сгруппировать предметы в блоки, сбалансировать нагрузку между предметами. А еще, обеспечить техническую поддержку учителям, ученикам (ведь у всех разные особенности), обеспечить связь с родителями, регулярно информировать про то, как проходит учебный процесс, сообщать про актуальное на неделе и «приглашать» следить за удаленным обучением своих детей. При всем этом, важно не забыть, что процесс обучения приходится на период чрезвычайной ситуации, поэтому сроки сдачи работ должны быть реалистичными, количество сессий в режиме реального времени минимизировано. И еще не забыть про психическое состояние учителей и поддержку школьников.

Учителям рекомендуют не переносить очной обучение в онлайн и уменьшить время у компьютера. Точно сказать, что учить, какой результат обучения, какие материалы нужны, как дать обратную связь. Помочь детям планировать выполнения работ, установить правила удаленного обучения (в стрессе и удаленно дети могут саботировать обучение), использовать интерактивные элементы, а так же все три способа восприятия информации (текст, аудио, видео). При оценивании использовать формативный метод (зачет, незачет, нет оценки). Для родителей детей младших классов – связь с родителями три раза в неделю и содержание уроков больше на закрепление материала и навыков. Заданий планировать до 50% меньше, чем в обычном учебном процессе. И напоследок рекомендации как подготовиться к уроку, реалистично оценивать свои возможности и верить в успех удаленного обучения.

Немного эмоций.

Директивы представляют собой документ на 28 страниц, из которых 8 страниц посвящены ценным указаниям для школьной администрации и отдельно для учителей. Еще 5 страниц описывают сетку для планирования уроков, предлагая учителям вести что-то подобное и для планирования уроков. Эта часть попала в документ из материалов проекта «Skola 2030» – проект, который занимается как раз разработкой того самого компетентностного подхода, о котором так много разговоров. И чур, это не надо делать в условиях ЧС ибо объем работы там не на час.

Еще на 8 страницах авторы дают списки учебных платформ (например, как klase.lv), готовых ресурсов образовательного характера (например, uzdevumi.lv), список инструментов для «сотрудничества», список инструментов для создания тестов, инструменты для видеоконференций. Все это тоже вклад из проекта «Skola 2030», про который само министерство пишет следующее «Первый раз в одном месте представлены популярные среди учителей платформы и инструменты для…» всего того, что я уже перечислила.

Далее идут примеры трех школ и список используемой литературы из трех пунктов. Один пункт у меня не открылся, а из оформления ссылки неясно, что там вообще должно было быть. Два других представляют собой блоги на английском языке про удаленное образование, на основе которого, судя по всему, и составлялись директивы учителям. Второй блог, тоже на английском, создан именно для кризисной ситуации и в нем есть перечисление многих платформ, которые упомянуты в документе.

Про «первый раз в одном месте» меня удивило, ибо списки этих и других средств есть в каждой второй научной работе, посвященной  ИТ и образованию, а таких в Латвии много, очень-очень много. И еще немного удивило, что такое внимание на список средств идет вопреки рекомендациям как можно меньше использовать инструментов, которые требуют интернет-подключения, уменьшить по возможности времяпровождения детей у мониторов. Ну и вот это «популярные среди учителей платформы» тоже удивило – это про латвийских учителей?

В общем, я сейчас уже испугалась даже наперед за это самое компетентностное образование. Когда пройдет тревога за экзамены и пандемия, засуну и туда свой любопытный нос.

Советы министерства для родителей здесь.