Начну из Риги, с квартала «тихого центра», где Михаил Эйзенштейн лепил свои знаменитые доходные дома, на которые сейчас любуются все туристы мира. Был у него сын, который остался жить с папой, когда мама убежала в Россию в скандальном разводе. То ли детство было таким тревожным на фоне семейных переживаний, то ли окружающая среда с новыми революционными течениями была такой яркой, но мальчик «заболел» революцией, рассорился с папой и стал великим кинорежиссером, по работам которого сейчас обучают студентов во всем мире. Звали его Сергей, самая известная его работа это «Броненосец Потемкин». В Риге его именем названа улица.
Что делает экспонация Сергея Эйзеншетйна в Кейпене, что по дороге Рига-Эргли, не совсем понятно. Говорят, что маленький Сергей в этих краях проводил детство.
Появился он там в 2000 году, на бывшей железнодорожной станции Кейпене по решению, принятому на кинофестивале «Арсенал».
В этом году первый экспонат музея «Маяк» празднует двадцатилетие. Это единственный в мире действующий маяк на суше, зафиксированный на всех морских картах. Под ним — почтовые ящики с именами кинорежиссеров, им можно писать письма на адрес музея, и служители музея доставят письма по адресу в почтовый ящичек. Разве это не мило?
Работает музей по рабочим дням и в субботу.
Вход бесплатный, но осмотр специального объекта «колодец Потемкина» будет стоить три евро с человека. Осмотр сопровождается небольшим рассказом гида.
Колодец, самый молодой объект музея, представляет собой имитацию колодца, «глубокую как кинематограф», на дне которого в воде идут кадры двух известнейших работ Сергея Эйзенштейна. Это – «Броненосец Потемкин» и «Иван Грозный». Нужно сказать, что это действительно завораживает.
Вторая часть ансамбля это бункер, сделанный по спецзаказу в виде фрагмента корпуса подлодки в натуральную величину. Часть эта вкопана в землю, внутри – сердце Потемкина, символично конечно, и небольшой обзор работ Эйзенштейна.
Кроме «Маяка», «Колодца» и самого здания кейпенской станции, есть ещё два объекта.
В 2006 году установленная 6-метровая инсталляция стола и стульев, на которую можно подняться. На самом деле этот стол и стулья — посвящение фильму норвежского кинорежиссера Бента Хаммера Factotum.
Еще одна кино-инсталляция – «Прибытие поезда». 24 квадратных сооружения из бетона – символ 24 знаменитых кадров.
В здании бывшей станции расположен небольшой музей кино-артефактов. В небольшом зале ожидания — киноэкспозиция, на полу сложены коробки с кинопленкой, стены обклеены плакатами, фотографиями киноактеров, телефонными книгами.
Идеей послужило высказывание Сергея Эйзенштейна: "Я могу сделать кино из телефонной книги!".
Вход на станцию идёт через Японские ворота, которые знатоки и ценители кинематографа относят к творчеству японского мастера кино.
На станции Кейпене я была несколько раз. Она действительно чудная, с ударением на первый слог. В ней есть доля творческого безумства, есть ощущение, что кому-то это действительно нужно. Каждый раз приезжая, не станции почти всегда встречаем других посетителей. В этот раз три семьи с детьми! Кто-то из детей постарше карабкался на стол, кто-то помладше отважно спустился первым в бункер. А значит, место можно рекомендовать к посещению, если вы вдруг оказались недалеко от Огре.