ДОШКОЛЬНИК РОБЕРТ: Роль крестных в жизни ребенка

ДОШКОЛЬНИК РОБЕРТ: Роль крестных в жизни ребенка

26. Oct 2016, 11:52 JekaterinaL JekaterinaL

Доброе утро!

Долго думала и размышляла, о чем писать в этот раз. Мне кажется, что наш проект потихоньку начинает «сваливаться» в пересказ того, где мы были, и что делали. Перебирая в голове все возможные темы, поняла, что я оригинальностью не отличаюсь, и то и дело, норовлю просто пересказать наши будни. Буду стараться этого не делать.

Знаю, что в приличном обществе не говорят о деньгах, политике и религии, но я рискну :)  В этот раз, мне хотелось бы поговорить об очень личной теме – о вере и о детях в ней.

Расскажу о своей семье. Я – православная, меня крестили в Белоруссии, дома, когда мне было 3 месяца. Мой крестный – папин брат, крестная – кто-то там из деревни, знаю, что звать Лена, все. Больше никогда не встречались. Мама говорит, что очень об этом жалеет, но тогда были времена другие, особо не заморачивались, брали того, кто сегодня свободен и т.д. В общем, молодые, зеленые.

Мой муж – лютеранин. Когда речь зашла о женитьбе, муж сразу заявил, раз свадьба, значит в церкви, потому что «бумажки в ЗАГСе – это совсем не серьезно» (никого не хочу обидеть, просто такой был у него настрой). Мы венчались в православной церкви, без смены веры. До этого прослушали лекцию, ответили на разные вопросы, и пообещали крестить детей в православной вере. Такое было условие венчания. В ЗАГС мы так и не сходили, там все оформили без нас. Этому я рада, меня там обычно на хи-хи пробирает, когда тети с начесом на голове начинают плести про «белый корабль под названием семья, идущий в большую жизнь».

20161026091539-78137.jpg

20161026091616-21269.jpg

Фото с веначния, к сожалению, забыла на другом компьютере :(

В целом, я не могу сказать, что мы часто ходили в церковь в детстве. По стандарту – Пасха и Рождество. Но, наверное, в последние лет 7-10 ситуация поменялась. Мы пришли к этому сами собой, все случилось очень естественно. На исповеди и причастии я была до этого года, наверное, от силы три раза, «потому что так надо», перед свадьбой, перед крестинами сына и еще пред каким-то важным событием. С этого года что-то в моей голове поменялось, и ходить на службу и таинства я стала довольно часто.

Младший брат моего папы священник (не в Латвии). Очень добрый, хороший, юморной и современный парень. Он служит около 12 лет. Очень умный, интеллигентный и начитанный человек. Многие идут к нему за советом или выговориться, как в «больших городах» к психологу на прием. Я очень люблю наши вечерние чаепития, когда мы может от обсуждения новой модели телефона (да-да, многие батюшки дадут фору любому айтишнику :)) плавно переходим на историю царской семьи, которая была расстреляна и затем причислена к лику святых. Или просто обсуждаем какую-то высокую тему, и смотрим, как наш дядя одной рукой занимается вылепливанием (не знаю, как назвать это действо) просворок. Очень жаль, что мы живем в разных странах и видимся раз в несколько лет, но я очень горжусь тем, что мне посчастливилось родится с ним в одной семье.

Когда вера пришла в нашу семью (вернее мы к ней пришли), я поняла, что церковь - это не грозные бабушки в платочках, не строгие батюшки, которые хотят тебя отчитать по поводу и без, а это теплое и уютное место, где тебе всегда рады, помогут советом и добрым словом, если и ты идешь туда с открытым сердцем и без претензий.

Меня очень радует то количество детей, которых родители приводят,  а многих еще приносят на причастие. Я очень рада, что мой сын в их числе. За что от души спасибо моим родителям, ведь именно они водят его в храм на праздники и просто, на рабочей неделе, когда дни поспокойней, а людей поменьше. Наверное, еще больше меня это радует, потому, что в моем детстве такого не было.

20161026091638-33673.jpg

В свои неполные три года мой сын знает, как надо сложить руки перед причастием, что сказать батюшке (наши батюшки знают имена своих постоянных прихожан и не спрашивают их), в какой момент поцеловать чашу и что следует за ним. Когда «процедура» окончена, он пулей несется к свечному ящику, где его из-за стойки не видно и просит свои просворки и «свечку для своей иконы». Его там уже все знают. Еще Роберт знает, что в церкви у него другое имя, и где стоит его икона. К слову, муж часто повторяет, что очень рад, что церковь и вера для нашего сына не является чем-то чужим и непонятным, он ходит туда часто и чувствует себя там очень хорошо, так и должно быть.

Ко многим вопросам Роберт подходит чисто по-мужски, технически. Например, может сказать деду, что вон у той иконы лампочка не горит, надо бы поменять. Или, если служба затягивается, то может начать завывать свою песню «Батюшкаааа, выходи уже к нам». Ребенок остается ребенком, всю службу он тихо отстоять не может, мы и не пробуем. В последний раз он увидел за Царскими вратами строительные леса, и спросил «Деда, а батюшка сегодня причащать не будет, он ремонт делает?» Роберт привык, что в нашей семье все строительные работы лежат на мужских плечах папы и деда. К слову он знает, что у мамы и Роби православный крестик, а у папы – лютеранский, и они разные. Я очень хочу отдать его в Воскресную школу при нашем храме, которую ведет матушка, но она с 5 или 6 лет.

Меня радует количество постоянных молодых прихожан в нашем храме. Мне стыдно, что дети на службе знают каждую вторую молитву, а мой мозг пока «Верую» не выучил. Я еще не ходила в школу, и бабушка меня мотивировала выучить «Отче наш», иначе меня замуж никто не возьмет. Я не сильно хотела замуж в 6 лет, но испугалась, что реально не возьмут, и выучила. Могла бы мне так и «Верую» преподнести :)

Меня расстраивает ( я бы даже сказала бесит, но наверное так говорить нельзя), когда в храм приходят люди «с претензией на крутость», крестят детей чтобы показать фоточки в соц.сетях, желательно в платье длинной 15 см и с декольте, а потом возмущаются, что батюшка сделал замечание. И, причмокивая, обсуждают, дааа, церковь уже не та, коррупция, вокруг одна коррупция. Как вижу такие обсуждения в мамских группах на ФБ, так глаз начинает дергаться. Да, все батюшки «конечно» живут в трехэтажных особняках, а зарплата энному количеству сотрудников (немалому), аренда земли, коммунальные счета, особенно за воду, в период освящения воды, которая раздается в такииих количествах всем желающим, оплачивают себя сами. Горько и обидно читать такие вещи. И да, любое таинство могут сделать бесплатно, если у людей нет средств. Но обычно 20 евро нет у тех, кто на крестины заказывает торт за 120. Опять таки, расставление приоритетов. Но, повторюсь, это только мое субъективное мнение, которое я никому не навязываю, но и вступать в дискуссии на эту тему не хочу.

20161026091933-21336.jpg

Возвращаясь в позитивную колею. По поводу крестных. У моего сына крестный мой брат и моя очень близкая подруга, но она католичка. В нашей церкви из-за этого нас не взяли, крестили на Межа. У меня был или такой вариант, сделать крестной близкого человека, но другой христианской веры, или оставить только с крестным папой, т.к. выбирать крестную только по вероисповеданию я считаю не правильным, я выбрала первый вариант (учитывая мой собственный опыт с крестной). Но в следующий раз так делать не хочу.

Наша крестная живет далеко, но не смотря на это нам удается поддерживать теплые и близкие отношения, видется несколько раз в год. Роберт знает, что у него еще естьмама Лена и крестный братик. А мой брат, его крестный, с нами всегда, живем мы рядом и общаемся часто, и Роберт как-то не вникал, что он еще и крестный по совместительству. Я бы сказала, еще не прочувствовал :)

Говорят, что для мальчика очень важен крестный папа, а для девочки – мама. Слышала, что крестная мама должна состояться, как женщина, быть счастливой мамой и женой. В противном случае, ее судьба может наложить отпечаток на жизнь крестницы. В моем окружении есть две незамужние дамы, про которых говорят «Ну а что вы хотите, их же старые девы крестили». Мне кажется это странно, ведь все суеверия от лукавого, церковь их не признает. Или все-таки что-то есть в этой фразе? Как вы считаете?

В этом году я впервые сама стала крестной мамой замечательной девочки. Вы бы знали, какая гордость распирала (и распирает) мою грудь, что для такого важного дела выбрали меня. Но опять, я живу в 600 км от крестницы, езжу редко, а хотелось бы участвовать в жизни ребенка не только подарками и посылками. Надеюсь, когда пупсеныш подрастет, расстояние сотрется.

А что для вас означают крестные родители? Как вы их выбирали? Какую роль они играют в жизни ваших детей?

Я буду рада, если дискуссия на данную тему получится легкой и светлой, без категоричных и негативных высказываний.

Спасибо и солнечного всем дня!

Катя

Nati Nati 28. Oct 2016, 15:02 JekaterinaL

Да, в Риге я в эту церковь хожу. Ну по именам не записывают, но строго 😀 Но мне это в чём-то даже нравится, я привыкла, поэтому мне не всегда привычно в других церквях, где все ходят туда-сюда, как в музее.

JekaterinaL JekaterinaL 27. Oct 2016, 08:59 Nati

Как интересно! У нас недалеко от дома староверская церковь (у Молса). Я слышала, что там все очень-очень строго. Вплоть до того, что записывают, кто был на службе по именам.

JekaterinaL JekaterinaL 27. Oct 2016, 08:59 Ольчик_

Да, я тоже со временем хочу превратиться в крестную Катю 😀
Но тут очень многое зависит не только от крестных, но и от того, как сами родители преподносят эту тему.

Nati Nati 27. Oct 2016, 06:47

Кстати, мы Борю тоже крестили в церкви на Межа, когда ему было 2,5 месяца. Крёстные у нас близкие друзья 😀

Nati Nati 26. Oct 2016, 20:01

Привет Катя! Очень интересная и важная тема. Я сама староверка и вся моя семья староверы. С детства хожу постоянно в моленную (храм). Муж у меня православный и бабушка у него была очень верующая. Мы не венчаны так как в сарообрядческом храме нас не повенчают, там очень строго. А православный храм пока не нашли, где без смены веры повенчают, но в будущем хотим повенчаться. Боря крещён в православии, муж очень хотел, чтобы его близкий друг был крёстным. Я долго думала, согласилась т.к живём в Риге, где все родные и друзья православные. Но посещаем и старообрядческую моленную, и православный храм.

Ольчик_ Ольчик_ 26. Oct 2016, 19:43

Подхожу к выбору крестных очень ответственно. Считаю, что это должны быть те люди, которым я могу доаерить ребенка, у которых понятие воспитание хоть немножечко, но похоже на мое. Например поход с крестником не в макдональд, а в детский театр.
Сама являюсь крестной мальчугана. Стараюсь летом брать с собой в зоопарк, дарить неожиданные, но приятные вещи )))) другими словами, хочу, чтобы я была не тетя Оля, а Крестная Оля )))))

lenuffka lenuffka 26. Oct 2016, 19:14 JekaterinaL

Мы ходим в церковь "преображения господня" на Саркандаугава 😀 да, а вот есть такие, которые постоянно приводят деток на всю службу

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 17:17 lenuffka

Какой светлый комментарий, так приятно читать 😀 А в какой храм вы ходите?
Все в основном минут за 10-15 деток приводят. Роберт уже на 20 минуте начинает театрально вздыхать или громко что-то комментировать. Тяжко шилопопу на одном месте 😀

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 17:16 tatanika

Да, не всегда родственник = родственная душа, поэтому крестных стоит выбирать из близких по духу людей, в которых ты уверен, что лет через 10 не перестанешь общаться.

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 17:15 Smile_Julija

В какую веру в итоге крестили тезку Роберта?

lenuffka lenuffka 26. Oct 2016, 16:14

Привет! я православная и муж тоже! до знакомства с мужем, ходила в церковь, но очень редко , пару раз в год! у мужа отец был священник( самого высшего звания, вот честно не помню, как их там всех по Иерархии ) и его брат близнец монахом был ( царства им небесное). мужа дедушка по маминой линии на Украине священник и служит до сих пор хотя ему за 90лет! и у мужа тети, муж священник при своем храме. с тех пор, как я познакомилась с мужем, почти каждое воскресенье водим деток на причастия, от старшего до самого маленького! средний может 2ч стоять не шевелиться на службе при условии, что нет старшего! а так пока все маленькие и в одном месте у них, что то очень острое! приводим именно за минут 15 до причастия, как раз на "верую".
когда муж сделал предложения, то естественно ему важно было, именно обвенчаться. обвенчались на Украине, но так до загса и не дошли! так что по документом мы не супруги. Крещению мы и особенно вся сторона мужа относимся очень серьёзно. Очень тщательно выбрилась крестные. которые и причащают детей, поздравляют с днём ангелом и т.д всегда рядом!
а про батюшек, что дадут фору любому айтишнику, и что они юморные, начитанные и настолько интересные люди правда на 100% . знаю лично 😀

tatanika tatanika 26. Oct 2016, 15:07

Привет. Мы оба православные. моя крестная это мамина сестра - живет Очень далеко и общаемся редко. С мужем мы обвенчались, другого варианта даже в мыслях не возникало. Для него это было особенно важно. Свадьба была зимой...и крестили деток мы тоже зимой и без всяких там тортов и застолий.. Софию в 2 мес, Дашу получилось в 3 мес. Крестных выбирали по принципу - самые родные люди, кому доверяем на все 100. И это не обязательно родственник. По сути только у Софии её крестная это её же тётя. Она супер крестная. и София четко знает и так и называет её мама-Таня-крестная. В общем и выбор других крестных отличный. все общаемся.

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 14:53 Олеся

Ну это как, когда ты выйдешь замуж? когда уже у вас будет ребенок? или, ну, когда за вторым?
Вопрос из этой же серии 😀

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 11:54 elinaalt

Элина, привет. Интересная история. То есть ты сменила веру? Просто не совсем понимаю, как можно покрестится, если уже была крещенной.

Мы кстати с мужем нашли разницу в таинствах нашших религий. У православных крещение и помазание происходит сразу. А у лютеран есть еще отдельно iesvetības. Чтобы тебя освятили надо пройти курс лекций. И только после iesvetības ты сам можешь стать крестным.

А про деток, для меня все таки очень важно, чтобы была возможость молиться с млденчества, чтобы был Ангел-хранитель. Ведь родители делают выбор вместо детей, не только в вере, но и множестве других аспектов, в какой сад или школу пойти и т.д. (конечно, я не сравниваю значимость этих вещей). Т.е. для меня ждать выбора ребенка, это тоже самое, что ждать лет до 12, чтобы спросить в какой садик ты хочешь ходить.
Но это только мое мнение, и я с уважением отношусь и к противоположному. У меня много друзей, которые разделяют твою точку зрения в этом вопросе 🌷

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 11:50 larjuska

Нас с мужем венчали без смены веры в храме на Кр.Барона, где монастырь. Теоретически в Латвии это разрешено, но каждый батюшка решает сам.

А про стыдно, я понимаю о чем ты. Даже, наверное, не стыдно, а как-то неловко, что говорить на исповеди, а что мне ответят, а как посмотрят... Да никак! Просто дадут наставление, подскажут как лучше вести себя в той или иной ситуации. По крайней мере, так было у меня. И через несколько раз некий страх рассеялся. Главное только начать 😀

elinaalt elinaalt 26. Oct 2016, 11:31

Привет, Кать. Я из семьи где были и католики, и православные, и протестанты.Мы всегда отмечали два раза Рождество(и в декабре и в январе) и Пасху, ходили и в Храм и в Костёл. Поэтому как-то с детства меня уже приучили к тому, что неважно какой ты деноминации, важна сама вера. Крестили меня в год в Католической Церкви. Со своими крёстными не общалась лет с 5. Потом я сама осознанно крестилась в 16 лет в протестантской церкви. Всё таки крещение для меня этот осознанный выбор, твоё решение посвятить себя Богу, завет между Ним и тобой. Поэтому своих детей мы не крестили. Оставив им возможность принимать это решение самим в осознанном возрасте. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы у них были "крёстные родители", не в плане статуса, а именно в плане функции. Кто-то близкий и взрослый, кроме мамы с папой, кто мог бы дать дельный совет, выслушать когда надо, молиться за ребёнка. Надеюсь, когда-нибудь Бог им таких людей пошлёт. А пока эти функции полностью несём мы-родители, ну и бабушка с дедушкой ещё.

JekaterinaL JekaterinaL 26. Oct 2016, 10:54 anjutkin

Я не говорю, что поддерживаю такое высказывание, но в последнее время слышу его как-то часто.
Да, мы тоже после крещения просто посидели дома с крестными и нашими родителями. Мы крестили мелкого в марте, хотя знаю, что многие специально ждут лета, чтобы устроить по этому поводу гуляния на даче и т.д. В моем понимании крещение для защиты ребенка, а не для очередной тусовки 😀 Поэтому чем раньше, тем лучше.

anjutkin anjutkin 26. Oct 2016, 10:47

1й раз слышу высказывания про то,сто крестная длжна быть замужняя и счастлива в браке. У сына крестные моя двобррдная сестра и мужа друг детства. Наш общий друг семьи, по совместительству наш свидетел. На свадьбе. Когда решили крестить. Не все церкви шли на встречу. Из за малого количества времени. И только на Гоголя батюшка дал добро и сделал для нас индивидуальные крестины в срочном порядке из за отлета. Покрестили и все. Никаких фпшетов и банкетов. Ребенку было 9 мес. Костюм не покупала. Просто нашла льняную рубашку и штанишки белые в магазине и все. Был август.на крещении былы я и крестные родители, папа нвш в жто время был и в Ирландии. Второю красавиу планирую крестить тоже без сеты и праздника. Ребенку в 6-7 мес онособо и не нужен