Рождается ребёнок. И жизнь женщины меняется на 180 градусов. Прежде она жила для себя, а теперь всё своё время нужно посвятить маленькому, ничего не умеющему существу. Муж уходит на работу, а молодая мама остаётся с ребёнком одна - день за днём, неделя за неделей... И нередко радость материнства оборачивается послеродовой депрессией.
Сколькие из нас испытывали её? Такая статистика не ведётся. Известны лишь самые тяжёлые случаи - когда семья, или сама мама обращаются за помощью в кризисные центры или к психотерапевту. Но это лишь часть от реального количества. Потому что в обществе тема послеродовой депресии табуируется. Обесценивается. "Раньше такого не было", "Это от безделья", Сидит дома, отдыхает целыми днями" - наверняка каждой из нас доводилось слышать нечто подобное от окружающих в период декретного отпуска.
Сегодня предлагаем вам посмотреть документальный фильм "Младенцы", снятый проектом Romb. В нём - истории трёх женщин, столкнувшихся с послеродовой депрессией. Создатель фильма Оксана Сербинова вместе с экспертами — врачами, психологами, социологами — пытается разобраться, что можно сделать для молодых матерей прямо сейчас.
*******************************************************************
Что же на самом деле представляет собой послеродовая депрессия? Какие эмоциональные расстройства могут возникнуть в послеродовом периоде и как их распознать? Что деталь, куда обратиться за помощью?
Рождение ребенка - радостное событие, но одновременно и экзистенциальный кризис: в жизни и в привычной деятельности женщины произошли значительные изменения. Появились новая роль и ответственность, связанная с ними тревога. Значение имеет также физическая усталость, недостаток сна, резкие гормональные изменения и истощение после родов.
Преодоление тревоги и страха, которые у женщин связаны с родами и появлением на свет ребенка, иногда затрудняет отсутствие эмоциональной и социальной поддержки. В таких случаях женщины могут испытывать различные эмоциональные расстройства.
Кризис
Эмоциональные расстройства, которые начинаются в первые 48 часов после родов, называются кризисом. Кризис длится несколько часов или дней, достигая максимального проявления на 3-й по 5-й день после родов. Потом проявления уменьшаются и проходят примерно за 2 недели.
При расстройствах женщина чувствует эмоциональные перепады (лабильность) от эйфории до грусти. Появляется тревога, так как женщина чувствует себя неуверенно и еще неумелой в уходе за новорожденным, кажется, что она не подходит для материнства. Мать очень беспокоится о самочувствии ребенка и боится оставить его одного даже на минуту. Тревога сопровождается чрезмерной чувствительностью к сказанному и замечаниям других, раздражительностью и плаксивостью. Возможны расстройства сна и аппетита, усталость. Женщине трудно поделиться своими чувствами с кем-то, возможно, из-за того, что рождение ребенка должно было быть радостным событием, но ее ожидания отличаются от реальности.
В этот период жизни женщине особенно нужна поддержка всех видов. Также важны предоставление информации, объяснения – это все успокаивает молодую маму. В случае необходимости женщине рекомендуется кризисная терапия – несколько визитов, чтобы выяснить причины тревоги и их решить.
Послеродовая депрессия
Если эмоциональные расстройства у женщины сохраняются дольше 2 недель, тогда развилась так называемая послеродовая депрессия (психические и поведенческие расстройства в послеродовом периоде).
Ни в коем случае не следует сосредоточиться только на более часто описываемую послеродовую депрессию. Есть целый ряд психических и поведенческих расстройств послеродового периода, объединенных в общую группу по одному признаку – появлению в послеродовом периоде, т. е., в рамках 6 недель после родов.
У женщины могут быть перепады настроения от эйфории до грусти, часто наблюдается чувство подавленности. У женщины может быть неадекватное чувство вины и низкая самооценка, она чувствует себя плохой матерью – беспомощной и неумелой. У молодой мамы могут быть нарушения сна или понижение аппетита или наоборот – переедание. Женщина может страдать от чрезмерной усталости, невозможности заснуть, даже если представляется такая возможность, и истощения. У матери уменьшается желание брать ребенка на руки, разговаривать, играть с ним. Женщина чувствует тревогу из-за того, что не в состоянии заботиться о ребенке. Такие матери характеризуют своего ребенка как трудного.
Возможно, у женщины появляются также психосоматические симптомы (например, головная боль, боли в спине, нарушения пищеварения), которые не очень поддаются лечению. Женщины обычно повторно обращаются за помощью к семейному врачу, но не очень довольны результатом лечения.
Но чаще всего женщина чувствует тревогу – огромное чувство ответственности и озабоченность о ребенке. Она старается быть хорошей или даже идеальной матерью, обостренно воспринимает критику. Одним из негативных последствий таких чувств является чрезмерное наблюдение за ребенком и его контроль, а также неспособность воспринимать потребности ребенка, несмотря на чрезмерное наблюдение за ребенком.
Любые изменения приносят с собой что-то, что женщину не устраивает. Если женщина не находится в контакте со своим недовольством, гневом, они проявляются в виде агрессивных мыслей, фантазий как возможность сделать что-нибудь плохое себе, членам семьи и даже ребенку (например, уколоть ребенка ножом или ножницами, разрезать ножницами, сбросить с лестницы, трясли, выбросить из окна). Это навязчивые агрессивные мысли, которые могут довести до паники. Женщина хотела бы, но не может от них избавиться, она боится обидеть ребенка. Мать может и не осознавать навязчивые агрессивные мысли и в таком случае бояться, например, оставаться дома одна с ребенком. Некоторые женщины описывают такую боязнь ножей, что даже не могут войти в кухню. Мучительная озабоченность по поводу агрессивных мыслей и опасения обидеть ребенка могут мотивировать мать обратиться к врачу-психотерапевту. У женщины могут быть тревожные агрессивные мысли сделать что-то плохое себе. Она хочет, но не может от них избавиться. По сути, это псевдосуицидальные (ложно самоубийственные) мысли.
Часто женщина чувствуют не подавленность, а раздражение и гнев и/или ненависть, чувство обиды к партнеру или ребенку, воспринимая, что ребенок «специально плохо ведет себя, кричит, недает спать, высасывает грудь». Таким образом плач ребенка является огромным стрессом для матери. Она не способна успокоить малыша – иногда цепенеет, уходит, трясет, кричит, ударяет ребенка.
Помощь
Несмотря на различные неприятные чувства в послеродовом периоде, чаще всего женщины не обращаются за помощью. Обычно женщина, чувствуя себя виноватой и как плохая мать, боится, что раскроется ее «плохость», она чувствует стыд. Возможно, она уверена, что неспособность справиться с материнством не причина, чтобы искать помощь врача. Мать озабочена, времени нет, она надеется, что чувства скоро пройдут, а за помощью обращается только тогда, когда страдания становятся невыносимыми.
Эмоциональные расстройства матери необходимо лечить для предотвращения эмоциональных, когнитивных (познавательных) трудностей и трудностей развития ребенка. Тревожная, гневная или подавленная мать не в состоянии обеспечить ребенку чувство безопасности. Ребенок страдает, чувствуя неуверенность и беспокойство, плохо ест, спит, теряет вес, болеет и отстает в развитии. Нарушения матери всегда влияют на других детей.
От эмоциональных и поведенческих расстройств в послеродовом периоде страдает не только мать, но и партнер. Нередко партнер не соответствует ожидаемой роли создателя «теплого гнездышка» или даже сам требует заботы. Женщина эмоционально отстраняется от мужа, чувствует себя одинокой и молчит, не выражая свое недовольство или потребности, следовательно, не получая ни эмоциональной, ни практической поддержки в этот период жизни. В семье могут возникнуть конфликты, может последовать развод, который только усиливает подавленность женщины.
Часто при эмоциональных расстройствах послеродового периода необходимо психотерапевтическое лечение. Врач-психотерапевт работает с внутренними конфликтами, чувством вины и отвергнутым гневом пациентки.
Чем сложнее было детство молодой матери, тем противоречивее чувства самой стать матерью. Незрелая личность не готова к материнству, так как самой необходима эмоциональная поддержка и забота. Если женщина не получает поддержки или чувствует себя так, что не получает, может актуализироваться детский гнев на объект родителей, который перенаправляется на партнера или ребенка.
Если эмоциональные расстройства женщины являются сильными, разнообразными и непереходящими, может потребоваться медикаментозное лечение. О необходимости принимать лекарства может решить также врач-психотерапевт. Кормящей маме, желающей продолжить грудное вскармливание, лечение медикаментами не рекомендуется. В такой момент, когда нет возможности использовать лекарственную терапию, рекомендуется как метод лечения использовать психотерапию.
Д-р Инга Петерсоне, врач-психотерапевт
Прям один в один моя ситуация. Ребёнок был очень желанный, но, все равно без послеродовой депрессии не обошлось. Я вам как мать двоих детей скажу, обязательно нужно идти к психологу, тем более, сейчас есть услуги психолога онлайн. https://mvetrova.ru/ Психолог Мария Ветрова буквально спасла меня, если обратитесь к ней, уверена, вы очень быстро выйдете из этого состояния. Она грамотный профессионал